Как накормить россиян отечественной говядиной?

ФермаВ конце прошлого года Министерством сельского хозяйства РФ принята отраслевая программа «Развитие мясного скотоводства России на 2009-2012 гг.».

Программа разработана в развитие Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 гг.
Отраслевая целевая программа по развитию мясного скотоводства России призвана стать инструментом для реализации стратегии устойчивого развития отрасли производства говядины в России и достижения независимости от импорта в снабжении населения этим видом мяса.

Почему принято решение о ее реализации?

Дело в том, что основным источником производства говядины в России в 2000-2008 годах являлись выбракованные коровы и откормочный контингент из молочных стад, на долю которых приходится почти 98% этого вида мяса.

В то же время согласно концепции развития животноводства России до 2020 года дальнейшее развитие молочного скотоводства будет происходить при стабилизации поголовья коров на уровне 9,2-10 млн голов и увеличении объемов производства молока путем повышения удоев.

Это означает, что откормочный контингент из молочных стад (речь об откорме сверхремонтных бычков и коров) в перспективе не увеличится, а ресурсы интенсификации его использования не могут обеспечить значительного увеличения производства говядины в ближайшие 5-10 лет. Значит, нужно укреплять собственно мясное скотоводство.

Этот вывод подтверждает мировой опыт. В западных странах молочное скотоводство много раньше, чем в России, перешло на интенсивный путь развития, и поэтому одновременно с сокращением поголовья молочных коров увеличивали число мясных коров в пропорции за одну молочную - 1,1-1,2 мясные коровы. В результате в общем поголовье крупного рогатого скота на специализированный мясной скот в странах ЕС приходится 40-50%, в Австралии - 85%, США и Канаде - 70-75%. В России - только 2%.
Итак, основные моменты документа.

Вот что имеем сейчас

ТелятаНа протяжении всего периода реформирования АПК в мясном подкомплексе накопилось наибольшее количество нерешенных проблем. С 1991 по 2007 гг. численность крупного рогатого скота снизилась с 54,7 до 21,4 млн голов (в том числе мясного скота - с 1,3 млн до 451,6 тыс. голов). Производство говядины уменьшилось с 4,3 млн тонн в 1991 г. до 1760 тыс. тонн в 2007 г. (или в 2,4 раза), а импорт достиг 791 тыс. тонн - 44,9% от отечественного производства.

За этот же период производство мяса всех видов в расчете на душу населения уменьшилось с 67,3 до 36,7 кг, потребление - с 69 до 61 кг. Производство говядины уменьшилось с 29,2 до 12,4 кг (в 2,36 раза), а потребление - с 31,2 до 18,0 кг. То есть спрос на говядину на 31,1% удовлетворяется за счет импорта. Это означает, что Россия находится в зависимости от импорта в снабжении населения этим важным видом мяса.

Мясное сырье зарубежного происхождения часто ввозится в Россию с недостаточными качественными и санитарно-гигиеническими характеристиками. Практически невозможен контроль за использованием при производстве говядины кормов из генетически модифицированных организмов и запрещенных в России добавок, а также ветеринарный контроль за распространенными за рубежом заболеваниями животных с длительными периодами латентности.

В то же время Россия располагает всеми необходимыми предпосылками для создания крупной отрасли специализированного мясного скотоводства как поставщика высококачественной говядины в перспективе до 2020 года в объемах не менее 1700-2000 тыс. тонн.
Это, во-первых, наличие 77 млн га естественных кормовых угодий и около 22-25 млн га неиспользуемой пашни;

во-вторых, апробированная практически во всех регионах страны малозатратная интенсивно-пастбищная технология мясного ско­товодства;
в-третьих, имеющиеся ресурсы маточного поголовья в мясных (16-20 тыс. телок в год) и молочных (не менее 150-200 тыс. телок в год) стадах для формирования новых мясных ферм племенного и особенно товарного назначения.

Характеристика проблемы

БыкСовременное состояние отечественного мясного скотоводства обусловлено рядом объективных причин, имеющих системный характер. Назовем их.

1. Недопустимо низкая доля мясного скота от общего поголовья крупного рогатого скота и объемов производства говядины на уровне 1,5-2,0% означает необходимость фактически заново создавать эту отрасль.

Особенно остро проблема обозначилась в численности и качестве мясного скота племенного назначения. В 2007 году в стране имелось 36 племенных заводов, в которых содержалось всего 30,3 тыс. коров, и 93 племенных репродуктора с 36,0 тыс. коров. Из этих хозяйств было продано на племя всего 12810 голов молодняка. Максимально от имеющихся племенных коров можно получить на продажу 14-15 тыс. телок, тогда как потребность составляет не менее 50-60 тыс. телок в год.

Государственная поддержка племенного скотоводства из федерального бюджета в размере 4000 руб. на корову в год при наличии теленка к отъему в возрасте 6-7 месяцев распространяется только на племенные заводы. Этот механизм поддержки показал свою эффективность, но размер ее покрывает не более 15-20% производственных издержек.

2. Низкий уровень генетического потенциала продуктивности скота мясных пород в племенных и товарных (коммерческих) стадах.

В среднем по всем породам продуктивные качества мясного скота в племенных хозяйствах существенно ниже современных показателей в странах с развитым мясным скотоводством. Так, в 2007 году молочность коров в племенных заводах составила 183 кг, в племенных репродукторах - 178 кг по сравнению с 250-320 кг в США, Канаде, Англии, Франции и других странах; живая масса взрослых быков - 755 кг в племзаводах и 743 кг в племрепродукторах по сравнению с 1100-1200 кг в западных странах. В товарных (коммерческих) хозяйствах эти показатели еще ниже.

3. Неудовлетворительная организация откорма и реализация на мясо молодняка крупного рогатого скота с живой массой около 330 кг вместо 450-500 кг.

Согласно экспертной оценке, на откорм до оптимальных весовых кондиций ставят не более 30-35% сверхремонтных бычков, 65-70% бычков убивают неоткормленными в возрасте до 1 месяца, а страна недополучает ежегодно не менее 350-400 тыс. тонн говядины.

Реализация маловесного молодняка на мясоперерабатывающие предприятия обусловливает отнесение затрат на убой скота и обработку туши (около 10% от стоимости туши массой 250 кг в ценах 2007 года) на тушу массой 170 кг и менее, что объективно удорожает мясо, поступающее в розницу.

Стимулирование откорма молодняка до более высокой живой массы проводят из региональных бюджетов только в нескольких субъектах Федерации.

Теленок4. Высокая изношенность, техническая и технологическая отсталость основных фондов непосредственно в мясном скотоводстве и особенно в откормочных предприятиях, производственная база в которых в настоящее время удовлетворяет потребность в скотоместах для откорма молодняка только на 5-8% к имеющемуся откормочному контингенту.

Согласно экспертной оценке, современное специфическое технологическое оборудование по уходу за мясным скотом (расколы с фиксаторами животных, рабочие площадки, весовое хозяйство, огораживание пастбищ проволокой для эффективного их использования) имеется всего на 1,5-2% мясных ферм и не по всем позициям.

Содержание мясных коров с телятами в облегченных помещениях и на открытых площадках, а откормочного молодняка - на открытых откормочных площадках типа североамериканских фидлотов распространено не более чем на 5% животноводческих объектов.

5. Низкая продуктивность естественных кормовых угодий и слабая база производства основных кормов для откормочного контингента.

Естественные кормовые угодья во всех регионах страны имеют низкую урожайность. Без систематического ухода и коренного улучшения они зарастают кустарником и непоедаемыми травами. В результате мясная корова с теленком вынуждена при выпасе проходить в сутки десятки километров. На таких выпасах коровы и молодняк на нагуле тратят много энергии кормов на передвижение, а привесы в сутки снижаются до 250-400 г.

В результате в мясных стадах доля пастбищных кормов в годовом рационе составляет всего 14-15% вместо 35-36%, характерных для зарубежной практики.

При залужении деградированных земель и неиспользуемой пашни в целях производства объемистых кормов для мясного и откормочного скота недостаточными темпами увеличивается использование таких кормовых культур, как гибридные сорта кукурузы на силос и зерно, высокобелковые культуры, различные смеси.
6. Отсутствие экономической мотивации является главным препятствием реализации имеющихся в России возможностей ускоренного развития мясного скотоводства.

Низкая экономическая эффективность отрасли в определенной степени обусловлена низкими зоотехническими показателями: выход телят менее 80% вместо 85-90%, необходимых для рентабельного мясного скотоводства; привесы молодняка на откорме ниже 400 г вместо желательных не менее 750-800 г; средняя живая масса молодняка при реализации - 320-340 кг вместо желательных 450-500 кг.

7. Неурегулированность экономических отношений в цепочке «сельскохозяйственный производитель - мясоперерабатывающая промышленность - оптовая и розничная торговля», в результате чего на долю мясных ферм приходится не более 20-25,5% от розничной цены на говядину вместо 45-50% в западных странах;

8. Недостаточная государственная поддержка мясному скотоводству, которая составляет всего 3-5% от производственных издержек по сравнению, например, 30-90% в странах Евросоюза.

9. Неразвитость рынка высококачественной говядины в свежем, то есть в незамороженном и непереработаннном виде.

В этом рынке заинтересованы сельскохозяйственные предприятия, которые разводят и откармливают мясной скот до оптимальных весовых кондиций (в среднем около 500 кг) и способны поставлять крупные партии откормленного мясного скота, а также представители бизнеса (например, «Эксима», «Пушкинский мясной двор» и другие) и супермаркеты.

10. Недостаток современных комплексных научных разработок с системным подходом.

О поставленных целях и путях их решения

КормораздатчикЦель программы - создание в России стартовых технологических и экономических условий для формирования и устойчивого развития специализированного мясного скотоводства и увеличения производства высококачественной говядины.

Из этой цели вытекают две задачи.

Первая - формирование племенной базы мясного скотоводства.

Вторая - увеличение производства конкурентоспособной говядины в рамках региональных программ развития мясного скотоводства, прошедших конкурсный отбор.

Механизм реализации первой задачи

1. Размеры субсидий на содержание маточного поголовья мясного скота по системе «корова-теленок» рассчитываются по ставке на одну корову при условии получения к отъему в возрасте 6-7 месяцев здорового теленка, установленной исходя из возмещения не более 30% затрат на содержание коровы в год дифференцированно, с учетом качества скота и уровня племенной работы. Предоставляются сельскохозяйственным предприятиям и мясным фермам в составе крупных структур агробизнеса.

В 2007 году производственные издержки на содержание одной коровы в племзаводах составили 13889 рублей, в племенных репродукторах - 12500 рублей, а с учетом удорожания производственных издержек за 2 года не менее чем на 20% они составят в 2009-м и последующих годах 16667 рублей в племзаводах и 15000 рублей - в племенных репродукторах. Исходя их указанных издержек, субсидия на одну корову в племзаводах составит 5000 рублей, в племенных репродукторах - 4500 рублей.

2. Субсидии на приобретение сельскохозяйственными товаропроизводителями, в том числе крупными агрохолдингами и другими структурами бизнеса, племенного молодняка высокого качества и стимулирование повышения генетического потенциала продуктивности мясного скота преимущественно по импорту. Размеры субсидий рассчитываются по ставке на одну нетель или телку, установленной исходя из возмещения из средств федерального бюджета не более 30% затрат на эти цели.

В 2007 и 2008 годах цена за нетель с живой массой в среднем 400 кг составляла 90 тыс. руб., ставка субсидии принята в размере 13,3%, или 30 рублей на 1 кг живой массы, а в расчете на голову - 12 тыс. рублей.

Для полного обновления и увеличения численности маточного поголовья в племенных хозяйствах требуется ежегодно приобретать преимущественно по импорту нетелей и телок для условий России мясных пород. Потребность в субсидиях на эти цели составит (в ценах соответствующих лет) на четыре года 2400 млн рублей.

3. Субсидии на приобретение племенными заводами и центрами по племенной работе в животноводстве эмбрионов мясных пород от выдающихся родителей.
Приобретение эмбрионов от выдающихся родителей (с потенциалом среднесуточных приростов 1500-1800 г, молочностью коров 350-380 кг, легкими отелами, выходом туш не менее 65%) наиболее перспективных мясных пород на мировом рынке необходимо для получения в первую очередь особо ценных быков-производителей и обеспечения генетического прогресса в породах. Метод пересадки эмбрионов применяется как часть общей программы генетического улучшения мясного скота в дополнение к закупкам племенного молодняка. Ввиду высоких цен на эмбрионы от выдающихся родителей и их пересадку суррогатным матерям племенные заводы не могут воспользоваться преимуществом этого метода без государственной поддержки.

По состоянию на 2007 год стоимость одного эмбриона составляла 10 тыс. рублей. Ставка субсидии должна составлять 3000 рублей на каждый эмбрион.

Потребность в финансировании в рамках пересадки ежегодно по 3000 эмбрионов и получения высокоценных племенных животных мясных пород составит 36 млн руб., в том числе по годам:
2009 год - 9 млн руб.,
2010 год - 9 млн руб.,
2011 год - 9 млн руб.,
2012 год (дополнительная потребность) - 9 млн руб.

4. Субсидии на приобретение семени высокоценных быков наиболее перспективных пород и типов мясного скота.

Размеры субсидий определяются по ставке на одну дозу семени и компенсации 30% затрат на ее приобретение.

В 2008 году цена на семя высокоценных быков, предназначенных для племзаводов и племрепродукторов, составляла в среднем 100 рублей за дозу, ставка субсидии - 30 рублей.

Субсидии на эти цели составят всего 60 млн руб., в том числе по годам: 2009 г. - 15 млн руб., 2010 г. - 15 млн руб., 2011 г. - 15 млн руб., 2012 г. - 15 млн руб. (дополнительная потребность), т.е. ежегодно на 500 тыс. доз семени.

5. Субсидии для организаций по искусственному осеменению сельскохозяйственных животных на покупку быков-производителей и их содержание.

Размеры субсидий определяются по ставке на одного быка исходя из компенсации до 30% затрат на эти цели.

В 2007 году стоимость покупки одного молодого быка мясных пород составляла 133,3 тыс. рублей, его содержание в год - 500 тыс. руб., ставка субсидии составляет 40 тыс. рублей на покупку и 150 тыс. руб. - на содержание.

Ежегодно запланировано покупать и содержать по 50 быков наиболее перспективных пород. Субсидии на эти цели составят на 2009-2012 годы 8 млн. руб., в том числе ежегодно по 2 млн руб. На содержание 300 быков в организациях по искусственному осеменению сельскохозяйственных животных потребность в субсидиях составляет 180 млн руб., т.е. ежегодно по 45 млн рублей.

Механизм реализации второй задачи

КолбасаОтбор на конкурсной основе региональных программ по развитию мясного скотоводства и оказание поддержки их реализации из федерального бюджета в формах:

а) субсидии на создание откормочных предприятий из расчета на голову реализованного мясного чистопородного и помесного (в том числе от промышленного скрещивания) молодняка (в возрасте до 2 лет) с живой массой не менее 450 кг по ставке 21 руб. за 1 кг живой массы, или в среднем 6450 руб. на голову;

б) субсидии на содержание маточного поголовья в товарных хозяйствах по системе «корова-теленок» при условии получения здорового теленка к отъему в возрасте 6-7 месяцев по ставке 3000 руб. на корову в год;

в) субсидии на промышленное скрещивание части маток в молочных стадах (до 6-7% от случного контингента) преимущественно в личных подсобных хозяйствах с бычками мясных пород с целью получения высокопродуктивных помесных телят - бычков для откорма, телок - для формирования товарных (коммерческих) мясных стад;

г) субсидии на укрепление кормовой базы, улучшение естественных пастбищ, технологическую модернизацию репродукторных мясных ферм и откормочных предприятий, повышение квалификации кадров.

Целевые показатели мероприятий по решению задачи 2:

Объем производства высококачественного мяса по годам:

в убойном весе/в живой массе
2009 - 61,8 тыс. т/106,6 тыс. т,
2010 - 91,7 тыс. т/158,1 тыс. т,
2011 - 132,8 тыс. т/229,0 тыс. т,
2012 - 163,8 тыс. т/282,4 тыс. т.
Общее поголовье мясного скота по годам:
2009 - 526 тыс. голов,
2010 - 667 тыс. голов,
2011 - 750 тыс. голов,
2012 - 800 тыс. гол

1. Субсидии на создание откормочных предприятий и откорм мясного чистопородного и помесного (в том числе от промышленного скрещивания) молодняка до живой массы свыше 450 кг при реализации в возрасте до 2 лет.

Реализация мероприятия будет способствовать интенсификации откорма молодняка и повышению его съемной живой массы, увеличению производства говядины, улучшению потребительских качеств мяса и снижению удельных затрат на убой и переработку скота. Поддержка рассчитана на четыре года, то есть на период освоения инноваций по интенсивному откорму молодняка мясных пород, включая помесей, и реализацию его в возрасте до двух лет с целью получения высокоценной говядины.

Размеры субсидий рассчитываются по ставке на одну голову откормленного молодняка при реализации на мясо, установленной исходя из возмещения из средств федерального бюджета не более 30% производственных затрат.

Производственная себестоимость живой массы молодняка мясных пород в 2008 году в среднем составляла 70 рублей за 1 кг (с учетом стоимости теленка к отъему около 10 тыс. рублей + затраты на откорм), одной головы - 31500 руб., ставка субсидии должна составлять 21 рубль за 1 кг, или 9450 руб. на голову.

2. Субсидии на содержание маточного поголовья в товарных хозяйствах по системе «корова-теленок» при условии получения здорового теленка к отъему в возрасте 6-7 месяцев.

Размеры субсидий определяются по ставкам на одну корову в год исходя из компенсации 30% производственных издержек на содержание коровы. В 2007 году такие издержки составляли 8333 руб., в 2009 году повысятся минимум на 20% и составят 10000 руб., субсидия 30% - 3000 руб.

Объем субсидий составляет всего на 2009-2012 годы 1590,0 млн руб., в том числе по годам: 2009 г. - 390,0 млн руб., 2010 г. - 396,0 млн руб., 2011 г. - 399,0 млн руб., 2012 г. - 405,0 млн руб.

3. Субсидии на промышленное скрещивание части маток в молочных стадах (до 6-7 % от случного контингента) преимущественно в личных подсобных хозяйствах населения с быками специализированных мясных пород с целью получения высокопродуктивного помесного молодняка для откорма и телок - для формирования коммерческих мясных стад.

Необходимость государственной поддержки промышленного скрещивания заключается в том, чтобы обеспечить экономическую мотивацию его применения путем бесплатного предоставления семени быков. Такая практика широко применяется в ряде стран и обеспечивает существенное повышение качества получаемого от помесей мяса и увеличение объемов его производства благодаря проявлению эффекта гетерозиса.

Размеры субсидий рассчитываются по ставке на одного полученного помесного теленка, реализованного в возрасте 2-4 месяцев в откормочное предприятие или мясную ферму, затраты семени на 1 теленка составляют две дозы стоимостью 200 руб. исходя из компенсации владельцам скота 100% затрат на семя от мясных быков.

Потребность в финансировании промышленного скрещивания на 2009-2012 годы составляет в ценах соответствующих лет 301,4 млн руб­лей, в том числе по годам:
2009 г. - 40 млн руб. (на 200 тысяч помесных телят),
2010 г. - 57,4 млн руб. (на 287 тысяч помесных телят),
2011 г. - 100,0 млн руб. (на 500 тысяч помесных телят),
2012 г. - 104,0 млн руб. (дополнительная потребность) (на 520 тысяч помесных телят).

4. Субсидии на мероприятия в рамках региональных программ по укреплению кормовой базы, улучшению естественных кормовых угодий, технологической модернизации мясных репродукторных ферм и откормочных предприятий и повышение квалификации кадров.

Выбор конкретных мероприятий такого рода и их объемы определяются с учетом конкретных регионов.
Субсидии по возмещению части затрат на коренное улучшение естественных пастбищ.

Ставка субсидии определяется в расчете на 1 га пастбищ исходя из компенсации до 30% затрат на эти цели.

В 2007 и 2008 годах в среднем по России затраты на коренное улучшение пастбищ составляли 34 тыс. руб., субсидия составляет 10,2 тыс. руб. Потребность в пастбищах на корову с теленком составляет 3 га.
Субсидии на возмещение части затрат на технологическую модернизацию мясных репродукторных ферм (оснащение современными взвешивающими устройствами, расколами, фиксаторами, приборами для определения стельности с помощью ультразвука) определяются в расчете на одну корову исходя из компенсации до 30% затрат на эти цели.

В 2007 и 2008 годах затраты на технологическое обновление мясных ферм в расчете на корову составляли 33,0 тыс. руб., субсидия - 10 тыс. руб.

Субсидии на возмещение части затрат на создание фидлотов (открытых откормочных площадок) и технологическую модернизацию откормочных предприятий определяются в расчете на одно постановочное место для молодняка крупного рогатого скота исходя из компенсации 30% затрат на эти цели.

В 2007 и 2008 годах затраты на создание фидлота в расчете на 1 постановочное место составляли 78 тыс. руб., субсидия - 23 тыс. руб.

Субсидии на повышение квалификации кадров определяются из расчета компенсации 100% затрат на эти цели в пределах лимитов на каждый год.

Объемы работ и субсидий из федерального бюджета на мероприятия, указанные в п. 4, подлежат корректировке с учетом условий регионов.

Критерии отбора региональных программ по развитию мясного скотоводства

Производственные показатели:

1. Увеличение поголовья коров специализированных мясных пород:
не менее 5% ежегодно для регионов, традиционно разводящих мясной скот (не менее 20 тыс. голов);
не менее 20 тыс. голов специализированного мясного скота (2009-2012 годы) в новых регионах.

2. Рост производства на убой скота мясных пород и их помесей:
не менее 5% ежегодно для регионов, традиционно разводящих мясной скот;
не менее 5% ежегодно начиная с 2011 г. в новых регионах.

3. Выход телят на 100 коров специализированных мясных пород - не менее 90 голов.

Меры по стимулированию инвестиционной привлекательности:

1. Объемы субсидий из региональных бюджетов по направлениям:
на содержание маточного поголовья по системе «корова-теленок» в товарных стадах;
на создание откормочных предприятий - на голову реализованного молодняка с живой массой не менее 450 кг в возрасте не старше 2 лет;

на развитие племенной базы, поддерживаемой из федерального бюджета;
на приобретение мясного скота и помесей;
на приобретение техники для заготовки и приготовления кормов;
на компенсацию затрат по созданию культурных пастбищ;
на иные меры.

2. Объемы земельных ресурсов, выделенных для обеспечения полноценного кормления мясного скота.

3. Льготы по налогам на имущество и землю.

4. Создание залогового (гарантийного) фонда для получения кредитов на реализацию мероприятий по развитию мясного скотоводства.

5. Иные меры, стимулирующие инвестиции в производство.

Меры по развитию первичной переработки скота, транспортной, электрогазовой сетей и иной инфраструктуры:

1. Наличие современных предприятий по первичной переработке скота или план мероприятий по их созданию.

2. Строительство дорог, подключение к электро- и газовым сетям, другие меры по обеспечению инфраструктуры животноводческих комплексов и предприятий по первичной переработке сырья.

3. Создание сервисных организаций по искусственному осеменению крупного рогатого скота мясных пород.

4. Организация подготовки и повышения квалификации специалистов по современной технологии ведения мясного скотоводства.

5. Организация мероприятий по ветеринарному обслуживанию скота.

Финансирование из средств федерального бюджета НИОКР по наиболее актуальным темам

Последних несколько.
Первая - оценка отечественных и мировых генетических ресурсов мясных пород крупного рогатого скота и разработка предложений по их рациональному использованию.

Потребность финансирования из федерального бюджета на этот проект составляет:
2009 г. - 4,3 млн руб., 2010 г. - 4,8 млн руб., 2011 г. - 4,4 млн руб., всего 13,5 млн руб.
Вторая - разработка зональных технологий мясного скотоводства на основе системного подхода.

В результате выполнения НИОКР по этой тематике будут предложены зональные адаптивные технологии мясных репродуктивных ферм, которые будут включать применительно к природно-климатическим регионам:
а) основные элементы технологии на ферме, в том числе необходимое технологическое оборудование рабочей площадки;
б) наиболее урожайные культуры и сорта многолетних трав для выпасов и заготовки кормов.

Потребность в финансировании этой тематики составит всего 22 млн руб., в том числе в 2009 г. - 7 млн руб., в 2010 г. - 8 млн руб. и в 2011 г. - 7 млн. руб.

Третья - разработка зональных технологий и типовых проектно-планировочных решений открытых откормочных площадок круглогодового действия для молодняка крупного рогатого скота.

Результаты НИОКР по этой тематике будут использованы для существенного снижения затрат на создание откормочных предприятий по откорму молодняка из мясных стад и полукровных помесей.

Потребность в финансировании этой тематики составляет 18,6 млн рублей, в том числе в 2009 г. - 6,2 млн руб., в 2010 г. - 6,2 млн руб. и в 2011 г. - 6,2 млн руб.

Четвертая - разработка новой системы получения и испытания быков мясных пород по качеству потомства по комплексу признаков, в том числе энергии роста, оплате корма привесами, легкости отелов у дочерей, откормочным свойствам, качеству туш и мяса, с нахождением места испытанных быков в породе.

В результате выполнения научно-исследовательских и опытно-кон-структорских работ по этой теме будут подготовлены:

а) технологический регламент и проектно-планировочные решения испытательных станций;
б) практическое руководство по испытанию быков мясных пород, гармонизированное с аналогичными руководствами США, Канады, Австралии и других лидеров в совершенствовании пород.

Пятая - прижизненная оценка молодняка крупного рогатого скота мясных пород России по развитию мышечной ткани и толщины жирового слоя с помощью ультразвуковых приборов.

В результате выполненных исследований будет разработан и апробирован инструментальный, то есть объективный метод оценки мясности, степени ожирения тела животных при их жизни (до убоя), оценены по этим показателям породы мясного скота России и предложен регламент их использования в селекции мясного скота.

Потребность в финансировании этой тематики составляет всего 20,2 млн. руб., в том числе в 2010 году - 5,8 млн. руб., 2011 году - 6,9 млн руб., 2012 году - 7,5 млн. руб. (дополнительная потребность).

Шестая - создание информационной системы племенного мясного скотоводства России в трех уровнях баз данных: породном (национальном), региональном и хозяйственном (стадном).

В результате выполненных исследований будет разработана и создана современная база данных по племенному поголовью всех мясных пород России, что позволит оперативно управлять селекционно-генетической работой в отрасли.

Потребность в финансировании этой тематики составляет 20,3 млн руб., в том числе в 2009 г. - 5,0 млн руб., 2010 г. - 5,0 млн руб., 2011 г. - 5,1 млн руб. и в 2012 г. - 5,2 млн руб. (дополнительная потребность).
Всего на НИОКР из бюджета действующих обязательств требуется 107,5 млн руб., в том числе по годам: в 2009 г. - 29,0 млн руб., 2010 г. - 36,2 млн руб., 2011 г. - 26,9 млн руб. и в 2012 г. - 12,7 млн руб. (дополнительная потребность).

Объем государственного финансирования программы

Увеличение государственной поддержки обеспечит достижение поставленной цели и решение задач программы по всем индикаторам, особенно по валовому производству высококачественного мяса.

Объем финансирования из средств федерального бюджета на реализацию программы на период 2009-2012 гг. составляет в ценах соответствующих лет 19180,5 млн руб­лей, в том числе по годам:
2009 г. - 4475,0 млн руб., 2010 г. - 4714,2 млн руб., 2011 г. - 4961,6 млн руб., 2012 г. - 5029,7 млн руб. (дополнительная потребность).

Первоочередные шаги по подготовке к реализации программы

На федеральном уровне:
1. Подготовка проекта постановления Правительства Российской Федерации «Об утверждении правил предоставления субсидий из федерального бюджета на поддержку племенного хозяйства».
2. Подготовка проекта постановления Правительства Российской Федерации «Об утверждении правил предоставления средств из федерального бюджета на поддержку экономически значимых региональных программ развития сельского хозяйства».
3. Подготовка приказов Минсельхоза России о реализации вышеуказанных постановлений.
4. Разработка и утверждение методических рекомендаций по подготовке региональных программ.
5. Отбор региональных программ.
На региональном уровне:
1. Разработка региональных программ по развитию мясного и молочного скотоводства.
2. Определение объемов средств региональных бюджетов на реализацию программ.
3. Представление в Минсельхоз России региональных программ и заявок на участие в отборе программ.

Система управления реализацией программы

Комплексное управление программой и распоряжение средствами федерального бюджета осуществляет субъект бюджетного планирования - Минсельхоз России.

Система управления реализацией программы:
- ответственными за реализацию программы в целом, достижение целей, задач программы, индикаторов цели, показателей задач и мероприятий, утвержденных в программе, являются департамент животноводства и племенного дела и департамент экономических программ и анализа;
- координацию деятельности подразделений Минсельхоза России, учреждений и организаций, участвующих в реализации программы, и их согласованные действия по реализации программных мероприятий осуществляют департамент экономических программ и анализа и департамент животноводства и племенного дела;
- реализацию каждого мероприятия программы и соответственно реализацию программы в целом осуществляют департамент животноводства и племенного дела и заинтересованные департаменты Минсельхоза России;
- финансирование программных мероприятий осуществляют департамент экономических программ и анализа и департамент финансов и бухгалтерского учета;
- мониторинг реализации программы осуществляют департамент животноводства и племенного дела, департамент экономических программ и анализа, департамент научно-технической политики и образования;
- ответственным за формирование отчетности о ходе реализации программы являются департамент животноводства и племенного дела, департамент экономических программ и анализа и департамент финансов и бухгалтерского учета.

Финансирование предусмотренных программой мероприятий будет осуществляться в пределах средств федерального бюджета, предусмотренных федеральным законом «О федеральном бюджете на 2009 год, на плановый период на 2010 и 2011 годов» и на последующий 2012 год, Минсельхозу России на соответствующие мероприятия. Составной частью механизма финансирования является выделение субъектам Российской Федерации субсидий на запланированные мероприятия (кроме субсидирования племзаводов, НИОКР) при наличии соответствующих региональных программ, выигранных по конкурсу.
Правовые основания расходных обязательств федерального бюджета в финансировании обеспечения мероприятий программы возникают в результате подписания соглашений между Минсельхозом России и субъектами Российской Федерации о включении последних в число участников программы.

Ожидаемые результаты реализации программы

- увеличение численности скота специализированных мясных пород с 451,6 (в 2007 г.) до 800 тыс. голов, или в 1,8 раза, в том числе племенного скота - с 142,9 до 500 тыс. голов (рост в 3,5 раза), из них племенных коров с 66,3 до 200 тыс. голов в 2012 г. (в 3 раза);
- увеличение покупок племенного молодняка интенсивных мясных пород с 7,4 тыс. голов в 2007 году до 50 тыс. голов ежегодно в 2009, 2010, 2011 и 2012 гг.;
- увеличение реализации на племя молодняка мясных пород с 12,8 тыс. голов в 2007 г. до 25 тыс. голов в 2012 г.;
- увеличение производства высококачественной говядины от мясного скота в живом весе с 62,2 до 282,4 тыс. тонн в 2012 г.;
- повышение занятости населения, создание 43544 дополнительных рабочих мест, увеличение поступления налогов в бюджеты всех уровней на 2678 млн руб. и уменьшение выплат по безработице на 1045,1 млн руб.;
- в результате реализации программных мероприятий валовой продукт отрасли в 2012 г. достигнет 21,7 млрд руб. (увеличение по сравнению с 2007 г. на 17,4 млрд руб., или в 5 раз), а чистая прибыль составит 1957 млн руб.

В период действия программы предусматриваются очень высокие, но вполне реальные среднегодовые темпы увеличения производства говядины в отрасли в целом - в 4,5 раза в сравнении с 2007 годом. Такое увеличение произойдет за счет двух факторов: а) интенсификации использования откормочного контингента, то есть повышения привесов и съемной живой массы, и сокращения продолжительности откорма до возраста не более 24 месяцев - 57,7% валового производства и б) увеличения убойного контингента - 42,3% произведенной говядины.

Анализ прогнозной динамики показателей программы после ее завершения на период до 2020 года показал, что высокие темпы развития отрасли сохранятся, поголовье скота специализированных мясных пород увеличится и составит не менее 10 млн. голов, в том числе коров 3,2-3,3 млн; производство говядины в убойной массе достигнет не менее 1 млн тонн.

Главным итогом программы будет создание базиса для формирования крупномасштабной отрасли специализированного мясного скотоводства, способной в перспективе до 2022 года согласно концепции увеличения производства говядины и развития мясного скотоводства России на 2008-2012 годы и на период до 2020 года, утвержденной министром сельского хозяйства Российской Федерации 12 июля 2007 года, компенсировать недостаток откормочного контингента из молочных стад (обусловленный стабилизацией численности молочных коров). Это позволит увеличить потенциал производства говядины в России до 3,1 млн тонн, в том числе от мясного скота 32,2% по сравнению с 2,0% в 2007 г., 5,8-6,0% - в 2011 г. и 9-9,5% - в 2012 г.

Это будет способствовать снижению зависимости от импорта снабжения населения страны говядиной за счет увеличения собственного производства.

Подготовил  Е. Есин

Разместил консультант Пайков Д.Н.