Семейные фермы - молоко и занятость (открытие и регистрация)
Производство молока имеет важнейшее значение для продовольственной безопасности страны. Качественные изменения в производстве молока могут стать катализатором положительных перемен в сельскохозяйственной отрасли в целом, а также на рынках сельскохозяйственной продукции.
Прежде чем говорить о новой Отраслевой целевой программе Минсельхоза России «Развитие пилотных семейных молочных животноводческих ферм на базе крестьянских (фермерских) хозяйств на 2009-2011 годы», предлагается рассмотреть общую ситуацию в молочном скотоводстве, которая в последнее время претерпела значительные изменения. Большую роль в этом сыграла реализация национального проекта «Развитие АПК» и Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы. Предпринятые в 2006-2008 гг.меры по ускоренному развитию животноводства позволили приостановить процесс дестабилизации отечественного скотоводства и создать условия для роста молочного скотоводства в целом.
Удой молока на одну корову в 2008 г. достиг в среднем по стране максимального уровня - 4024 кг, что на 1243 кг больше по сравнению с условно эталонным 1990 г. С 2005 г. преодолена негативная тенденция падения объемов производства молока (+ 1604 тыс. т).
Изменился породный состав в сторону высокопродуктивных генотипов молочного скота, активизирован процесс создания крупных молочных хозяйств (введено 197 новых и модернизировано 786 ферм и комплексов), в которых реализованы современные технологические решения по заготовке кормов, кормлению, доению и достигнута продуктивность европейского уровня.
Вместе с тем изменения, которые привели бы к резкому росту производительности в отрасли, еще не наступили, о чем свидетельствует зависимость отечественного потребителя от импорта молочных продуктов. В отрасли существуют проблемы, основная из которых - сокращение поголовья крупного рогатого скота. Так, по данным Росстата, в России на конец декабря 2008 г. поголовье крупного рогатого скота в хозяйствах всех сельхозпроизводителей, по расчетам, составляло 21,1 млн против 27,2 млн в 2000 г. (на 22,5% меньше), из него коров - 9,2 млн против 13,1 млн в 2000г. (на 30% меньше).
Серьезной является проблема сокращения количества крестьянских ( фермерских) хозяйств. Фермерские хозяйства играют определенную роль в производстве молока- их удельный вес в общем объеме производства молока, по результатам 2008г., составил 4,2% ( в 2007г. - 4,0, в 2006г. - 3,6, в 2005 - 3,2, в 2004г.- 2,8% ).
Решение проблем отрасли лежит в комплексных мероприятиях, механизм обеспечения которых нашел отражение в комплексной Программе развития молочного скотоводства и увеличения производства молока в Российской Федерации на 2009-2012 гг. Сложившаяся сегодня экономическая и институциональная система сельского хозяйства в России свидетельствует о необходимости дальнейшего развития как крупных, так и малых форм хозяйствования. Поэтому Отраслевая целевая программа Минсельхоза России « Развитие пилотных семейных молочных животноводческих ферм на базе крестьянских ( фермерских) хозяйств на 2009-2011 годы» (далее- Программа) появилась очень своевременно.
Развитие семейных молочных животноводческих ферм на базе малых форм хозяйствования позволит создать предпосылки для увеличения производства отечественного молока, поголовья крупного рогатого скота молочных пород, повышения уровня жизни и обеспечения занятости сельского населения, а также распространения передового опыта организации молочного животноводства, относящихся к приоритетным целям развития АПК России, на достижение которых направлена деятельность Министерства сельского хозяйства Российской Федерации.
Зарегестрировать молочную ферму как бизнес можно воспользовавшись сервисом http://какоткрытьооо.рф. Программа разработана для развития и дополнения Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2007 г. № 446.
В рамках Программы под семейной животноводческой фермой подразумевается ферма, находящаяся в собственности и/или пользовании крестьянских (фермерских) хозяйств, созданная в соответствии с Федеральным законом от 11.06.2003 г. № 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве», члены которого связаны родством и/или свойством и совместно осуществляют в сфере сельского хозяйства производственную и иную хозяйственную деятельность, основанную на их личном участии. Фермерские хозяйства для работы на семейной животноводческой ферме могут привлекать постоянных (сезонных) работников в количестве не более пяти человек. При участии в Программе ферм свыше 100 голов могут привлекаться постоянные (сезонные) работники в количестве до десяти человек.
На начальном этапе предстоит создать 300 новых семейных молочных животноводческих ферм. Будут разработаны типовые проекты и каталоги проектов семейных молочных животноводческих ферм для крестьянских (фермерских) хозяйств. Предстоит построить, реконструировать или модернизировать, а также осуществить комплектацию 300 новых молочных животноводческих ферм. Кроме того, нужно создать сельскохозяйственные перерабатывающие потребительские кооперативы с участием крестьянских (фермерских) хозяйств, для переработки молока и сбыта молочных продуктов.
Участниками Программы должны стать крестьянские (фермерские) хозяйства и личные подсобные хозяйства (при условии перехода в статус крестьянских (фермерских) хозяйств), хозяйственные общества с долевым участием малых форм хозяйствования, сельскохозяйственные потребительские перерабатывающие, снабженческие, сбытовые кооперативы из пяти субъектов Российской Федерации: Белгородской, Ленинградской, Тамбовской, Липецкой областей и Республики Мордовия, а также ОАО «Росагролизинг» и Ассоциация крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов России (АККОР).
Общая сумма затрат, связанных с субсидированием государством процентных ставок по реализации программы в течение 2009-2011 гг. составит 1019.8 млн. руб., в том числе в 2009 г. - 42,1 млн, в 2010г. - 505,7 млн. в 2011г. - 472,0 млн. Из федерального бюджета в 2009 г. будет выделено: 34,2 млн. руб., в 2010г. - 410,9 млн, в 2011 г.- 383,5 млн руб., из бюджетов субъектов - в 2009 г. - 7,9 млн руб., в 2010 г. - 94,8 млн, в 2011 г. - 88,5 млн руб.
Финансирование строительства, реконструкции или модернизации молочных ферм, а также цеха по переработке молока за счет кредитов ОАО «Россельхозбанк» составит 3 160,5 млн руб., в том числе в 2009 г. - 526,7 млн руб., в 2010г. - 2633,7 млн.
Финансирование комплектации по лизингу молочных ферм за счет поставок племенного скота, оборудования, а также оборудования и техники для цеха по переработке молока от ОАО «Росагролизинг» составит 7 035,0 млн руб., в том числе в 2009г. - 1 172,5 млн, в 2010 г. - 5 862,5 млн.
Финансирование субъектами Российской Федерации строительства инфраструктуры и коммуникаций для фермы и цеха по переработке молока, а также компенсация первого авансового платежа по лизингу составит 1879,5 млн, в том числе в 2009 г. - 313,2 млн, в 2010 г. - 1566,3 млн руб.
В программе определены исполнители работ. Так, за разработку типовых проектов и каталогов несут ответственность ОАО «Россельхозбанк» и проектные организации; привязку проектов к местности - малые формы хозяйствования, хозяйственные общества, субъекты Российской Федерации, пректные организации; отбор малых форм хозяйствования, хозяйственных обществ - субъекты Российской Федерации, АККОР, ОАО «Россельхозбанк», ОАО «Росагролизинг»; строительство, реконструкции или модернизацию ферм - малые формы хозяйствования, хозяйственные общества, подрядные организации; комплектацию ферм техникой и оборудованием - ОАО «Росагролизинг»; поставку скота - ОАО «Росагролизинг»; приемку ферм в эксплуатацию - малые формы хозяйствования, хозяйственные общества, субъекты Российской Федерации; создание и использование сельскохозяйственных снабженческих, сбытовых, перерабатывающих потребительских кооперативов; хозяйственных обществ - малых форм хозяйствования, субъекты Российской Федерации; создание и использование сельскохозяйственных снабженческих, сбытовых, перерабатывающих потребительских кооперативов; хозяйственных обществ - малых форм хозяйствования, субъекты Российской Федерации, АККОР; тиражирование и распространение положительного опыта - Министерство сельского хозяйства Российской Федерации, субъекты Российской Федерации и АККОР.
Ориентировочно данным этап Программы предусматривает строительство, реконструкцию или модернизацию 50 ферм в 2009 г. и 250 - в 2010г. К субъектам Российской Федерации для участия в Программе по развитию семейных молочных животноводческих ферм предъявляются следующие требования:
наличие региональных программ развития малых форм хозяйствования со следующими целевыми ориентирами: (повышение производительности, увеличение объемов сельскохозяйственного производства;
развитие инфраструктуры сбыта, первичной переработки, хранения и транспортировки сельскохозяйственной продукции; стимулирование инноваций, в том числе инновационных производственных технологий и управленческих методов и т.д.);
четкое обоснование экономической и социальной эффективности реализации пилотного проекта;
избыток или наличие достаточного количества перерабатывающих молоко производственных мощностей в регионе;
возможность интеграции пилотного проекта строительства молочной фермы в имеющуюся инфраструктуру АПК региона без значительных дополнительных затрат;
гарантирование субъектом Российской Федерации выделения необходимого объема средств за счет регионального бюджета на субсидирование процентных ставок по представляемым ОАО «Россельхозбанк» участникам Программы кредитам;
гарантирование субъектом Российской Федерации плодородных участков земли и необходимой площади, выделяемых участникам Программы для реализации пилотных проектов на льготных условиях (стоимость земли не должна превышать 60% кадастровой стоимости);
гарантирование субъектом Российской Федерации оказание поддержки участникам программы, в части обеспечения проектов необходимой инженерной инфраструктурой в полном объеме;
наличие гарантийных или залоговых фондов или гарантий регионального бюджета по кредитам, привлеченным участниками Программы, а также договорам лизинга.
Критерии отбора участника Программы:
обязательство создать сельскохозяйственный перерабатывающий потребительский кооператив или хозяйственное общество для организации производства по переработке молока, а в случае наличия действующего - его использование;
наличие предварительных договоров или соглашений о намерениях по поставке молока с молокоперерабатывающими организациями;
создание дополнительных рабочих мест;
кластерное расположение с транспортным плечом по доставке молока на переработку не более 50 км;
наличие бизнес-плана с обязательным указанием предполагаемых подрядчиков и технико-экономическое обоснование строительства молочной животноводческой фермы;
отсутствие просроченных обязательств перед бюджетом и внебюджетными фондами, отсутствие просроченной задолженности по кредитам, полученным в кредитных организациях;
наличие или экономическое обоснование создания собственной кормовой базы или заключение предварительных договоров на поставку кормов с другими хозяйствующими субъектами;
финансирование за счет собственных средств не менее 20% стоимости строительства и комплектации молочной животноводческой фермы (наличие большей доли собственных средств является дополнительным положительным фактором при выборе участника Программы);
возраст главы фермерского хозяйства не должен превышать 55 лет, а средний возраст членов фермерского хозяйства, занятых активным сельскохозяйственным трудом в рамках К(Ф)Х, - 40 лет;
готовность участника Программы проводить экскурсионно-обучающие мастер-классы на базе реализованных пилотных проектов с целью передачи передового опыта функционирования пилотных семейных молочных ферм.
Отбор участников по указанным критериям будет осуществлять совместная комиссия из представителей субъектов Российской Федерации, ОАО «Россельхозбанк», ОАО «Росагролизинг» и АККОР.
На базе восьми-десяти семейных молочных ферм целесообразна организация крестьянскими (фермерскими) хозяйствами сельскохозяйственного перерабатывающего потребительского кооператива или хозяйственного общества, имеющего снабженческо-сбытовые функции для переработки сырого молока и сбыта молочных продуктов. Минимально необходимая производственная мощность цеха по переработке сырого молока должна быть не менее 20 т в сутки. Ориентировочная стоимость инвестиций, поддержка которых в рамках данной Программы осуществляется государством, на строительство, реконструкцию или модернизацию, а также комплектацию цеха по переработке молока составит 30 млн руб. (без учета финансирования инфраструктуры и коммуникаций субъектами Российской Федерации) с учетом следующего параметра: один цех на 8 ферм по 100 голов.
Рекомендации к организации сельскохозяйственных снабженческих, сбытовых, перерабатывающих потребительский кооперативов или хозяйственных обществ:
Объединение молочных ферм, расположенных кластерно с транспортным плечом доставки сырого молока на переработку не более 50 км;
Трансфертное ценообразование (установление внутренних цен) на закупку сырого молока осуществляется по взаимному согласию всех К(Ф)Х, являющихся членами кооператива.
В случае наличия действующего сельскохозяйственного перерабатывающего потребительского кооператива или хозяйственного общества, соответствующего перечисленным рекомендациям, целесообразно его использование в целях реализации Программы. При создании сельскохозяйственного потребительского кооператива или использовании действующего кооператива предусматривается, что учредителями могут являться и другие сельскохозяйственные товаропроизводители, а также действующие предприятия перерабатывающей промышленности молочной отрасли.
С определенной долей риска сегодня можно говорить об ожидаемых конечных результатах реализации Программы и показателях социальной и экономической эффективности. Реализация программы должна обеспечить: увеличение валового надоя молока на 165 тыс. т в год при прогнозируемом удое от одной коровы 5500 л молока в год (исходя из средней цены продажи молока в 2009-2011 гг. с учетом переработки 20 руб. за 1 кг, дополнительное увеличение выручки от реализации молока составит 3 300 млн руб. в год); увеличение поголовья коров молочной породы на 30 тыс. (без учета нетелей), на 36 тыс. (с учетом нетелей) в хозяйствах-участниках Программы; создание дополнительных 1500 рабочих мест.
Реализация Программы также позволит получить следующие результаты:
распространение передового опыта организации семейных молочных животноводческих ферм на базе крестьянских (фермерских) хозяйств;
увеличение занятости сельского населения;
достижение положительного мультипликационного эффекта для развития смежных подотраслей АПК (производство кормов, переработка молока, обслуживание и ремонт сельскохозяйственной техники и др.);
внедрение высокопроизводительной техники и инноваций в сферу молочного животноводства;
увеличение доходов сельского населения и получения социального эффекта;
развитие конкурентной среды;
развитие сельскохозяйственной потребительской кооперации в снабженческо-сбытовой и перерабатывающей сферах;
создание условий для устойчивого развития и освоения сельских территорий, а также сохранения существующей системы расселения в сельской местности;
получение социального эффекта в виде поддержки семейного бизнеса и сохранения традиционного жизненного уклада в сельской местности;
достижение экологического эффекта в виде минимизации нагрузок животноводства на окружающую среду за счет использования современного оборудования по переработке продуктов жизнедеятельности крупного рогатого скота, а также равномерного размещения животноводческих ферм по территории России.
В настоящее время на местах уже началась реализация мероприятий Программы. В регионах прошли отборы ее участников - крестьянских ( фермерских) хозяйств и созданных ими хозяйственных обществ. Созданы региональные нормативно- правовые базы для реализации Программы.
Проработаны врпросы заключения кредитных договоров с ОАО «Россельхозбанк» и другими кредитными организациями, договоров на поставку сельскохозяйственной техники, оборудования и племенного скота через ОАО «Росагролизинг».
В Белгородской, Липецкой и Тамбовской областях приступили к началу строительства пилотных семейных молочных ферм.
Министр сельского хозяйства Российской Федерации Елена Скрынник утвердила график реализации мероприятий (этапов) Программы на 2009 г., в соответствии с которым по заявкам субъектов Российской Федерации - участников Программы планируется создание свыше 50 семейных молочных животноводческих ферм.
Поступают письма от руководителей регионов с предложениями о включении их регионов в число участников Программы.
Д.И. Торопов, директор Департамента
сельского развития и социальной политики
Минсельхоза России
Статью подготовил консультант Пайков Д.Н.