Развитие сельских территорий в Польше

Единая сельскохозяйственная политика (ЕСП) была введена Европейским Экономическим Союзом 25 марта 1957 г. Было признано, что сельское хозяйство является сектором весьма чувствительным и требующим специального отношения, а в качестве наиболее существенных целей были провозглашены следующие: стабилизация рынка сельскохозяйственных продуктов и поддержание разумного уровня цен на продовольствие; гарантия безопасности поставок; обеспечение соответствующего стандарта жизни лицам, работающим в сельском хозяйстве, и сближение уровня доходов сельскохозяйственных работников с уровнем доходов в других областях экономики; регулирование уровня трудоустройства в сельском хозяйстве; координация профессионального обучения и научных исследований; распространение сельскохозяйственных знаний; продвижение потребления отдельных сельскохозяйственных продуктов.
При этом приоритетными являются обеспечение соответствующего уровня жизни сельских жителей и обеспечение потребителей качественными продуктами по разумным ценам. Поэтому эта политика исходит из следующих трех принципов:
1. Единого внутреннего рынка.
2. Совместной международной политики в торговле сельскохозяйственными продуктами при одновременном предложении личных продуктов.
3. Финансовой солидарности в рамках бюджетной дисциплины, принятой на уровне ЕС.
С целью интеграции аграрного сектора первых 15 стран ЕС в единое пространство были ликвидированы таможенные пошлины и количественные барьеры в торговле между ними, ликвидированы препятствия для свободного перелива капиталов и услуг. Установлены единые пошлины и торговая политика в отношении третьих стран. Сближены законодательные системы. Единый сельскохозяйственный бюджет ЕС-15, составлявший в отдельные годы до половины объединенного бюджета, используется по единым правилам, всемерно стимулируя развитие аграрного производства в благоприятных земледельческих зонах.
В ходе болезненных процессов концентрации производства на крупных частных фермах, перемещения в пространстве ряда производств, а также вывода из производства неэффективных фермеров и т.п., сельское хозяйство Европейского Союза из раздробленного и непродуктивного к концу XX столетия превратилось в современную отрасль. За последнюю четверть века средний размер фермерских хозяйств вырос с 4,5 га до 7,4 га, а объемы производства возросли более чем в 2,1 раза.
Польское сельское хозяйство, производя не более 3% ВНП и обладая очень низкой производительностью, по сравнению со старыми странами ЕС, ис­пользует 18% рабочей силы. По площади сельскохозяйственных угодий (15,3 млн га) Польша занимает третье место в ЕС после Франции и Испании. В Польше числится 1 млн 888 тыс. сельских хозяйств, из которых 80,4% с сельскохозяйственными угодьями менее 10 га. Более половины хозяйств производит продукцию для собственного потребления и только около 20% хозяйств, располагающих более 10 га земель, получают от сельскохозяйственной деятельности не менее половины общего дохода.
Еще до вступления в ЕС Польша поддерживалась Евросоюзом. Большую роль сыграла программа SAPARD для дофинансирования локальных проектов развития, в которой выделены три направления:
 — инвестиции в сельскохозяйственные предприятия, в первую очередь, специализирующихся на животноводческой продукции, с целью укрепления их связей с переработчиками, повышения качества молока, наращивания производства говядины, свинины и баранины; уменьшения вредного воздействия животноводства на окружающую среду, экономии энергии;
 — развитие технической инфраструктуры, в том числе водопроводно-канализационной сети, уборки и переработки мусора, местных дорог, телефонной сети, источников энергии;
 — улучшение переработки и распределения сельскохозяйственных товаров и рыбных продуктов.
Вступив в ЕС, Польша вошла в группу стран, в которых уровень поддержки сельского хозяйства является одним из самых высоких в мире.
Единая сельскохозяйственная политика направлена не только на поддержку развития сельского хозяйства. Она обеспечивает поддержку устойчивого развития сельских территорий, которая реализуется в рамках Программы развития сельских территорий (ПРСТ) и Секторной оперативной программы (СОП), включающих в себя:
 — непосредственную поддержку сельскохозяйственных доходов (непосредственные доплаты);
 — интервенции на рынке с целью удержания цен, равно как и программу развития сельских территорий (например, поддержка низкотоварных хозяйств, программы охраны окружающей среды).
Благодаря механизмам интервенционной политики, стабилизирующим закупочные цены на определенном европейском уровне, польские крестьяне получили более высокие и стабильные цены на свою продукцию.
Одно только изменение цен реализации сельхозпродукции позволяет существенно повысить доходы сельских тружеников — до уровня 2/3 от средней по стране заработной платы.
Также ощутимый результат в 2004-2006 гг. дают поступления значительных средств из структурных фондов и других программ помощи ЕС на поддержку польского села в размере почти 14 млрд. евро/год.
В целом это играет большую роль в ускорении развития аграрного производства и повышении уровня жизни сельского населения, позволяет подготовиться к переходу к более либеральным рыночным отношениям в аграрном секторе экономики с третьими странами в условиях членства во Всемирной торговой организации.
Источник: agrocart.com
Материал подготовлен Шиловой Е.П.