Профессиональный демонтаж, монтаж и диагностика подшипников качения тракторов и сельскохозяйственных машин

С этой статьи в журнале «Ваш сельский консультант» начинается серия статей, содержащих логично и доступно изложенные профессиональные инструкции, разработанные с целью помощи Вам в самостоятельном освоении профессионального ремонта тракторов и сельскохозяйственных машин. Ваши вопросы присылайте в редакцию журнала и на них Вам обязательно будут даны исчерпывающие ответы.

Демонтаж подшипников качения. Для демонтажа подшипников качения обычно используются универсальные съемники с тремя, или двумя лапами, перемещающимися по траверсе, либо специальные съемники предназначенные для демонтажа и монтажа подшипников качения в  агрегатах и узлах машин. Необходимо отметить, что возможно приобретение либо изготовление специальных съемников своими силами.

Перед демонтажом подшипника качения, сначала нужно проверить, каким образом зафиксирован подшипник. При наличии обычно стопорного кольца у подшипника качения его следует демонтировать (например, щипцами с заостренными концами).

После этого, в случае если вал, который  вступает из внутреннего кольца подшипника качения, либо корпус, в котором установлена наружное кольцо подшипника качения, имеют задиры, следы ржавчины или другие механические повреждения, нужно обеспечить беспрепятственный демонтаж подшипника качения из них. Для этого следует либо удалить при наличии задиры на конце вала или с края отверстия в корпусе с помощью отрезной машинки, либо удалить при наличии следы ржавчины с них с помощью наждачной бумаги с мелкой зернистостью.

Затем нужно установить универсальный съемник, как показано на рис. 1, а. При этом после того, как шпиндель универсального съемника будет установлен на центр торца вала, с которого нужно демонтировать подшипник качения, следует расположить лапы съемника по возможности ближе к внутренней обойме подшипника качения. При демонтаже подшипника качения необходимо не допускать перекоса универсального съемника, а также специального съемника, пример которого показан на рис. 1, б.

 

 

Рис. 1. Примеры выполнения демонтажа подшипника качения

а-пример выполнения демонтажа подшипника качения с помощью

универсального съемника;

б-пример выполнения демонтажа

 подшипника качения с помощью специального съемника

1-подшипник качения; 2-специальный съемник; 3-корпус узла

 В случае если наружное кольцо подшипника качения при демонтаже разрушено (кольца или обоймы подшипника качения изготовлены из закаленного металла, а поэтому имеют повышенную хрупкость), и  необходимо демонтировать с вала внутреннее кольцо подшипника качения, то это целесообразно сделать следующим образом. Сначала с помощью отрезной машинки снять слой металла с внутреннего кольца, оставив только тонкую 1-2 мм перемычку металла, как показано на рис. 2. Затем с помощью, например, молотка и зубила демонтировать с вала это кольцо.

При демонтаже подшипника качения качения не допускается рекомендованное в некоторых журналах и книгах посвященных ремонту применение пламени паяльной лампы, охлаждение подшипника качения в холодильнике, удары молотком по шпинделю съемника, применение сварочного аппарата. 

 

 

Рис. 2. Пример снятия слоя металла с внутреннего кольца 
подшипника качения с помощью отрезной машинки

 Монтаж подшипников качения. Следует отметить, что усилие запрессовки при монтаже подшипника качения зависит от того, какую нагрузку несет запрессовываемое кольцо (местную, циркуляционную, колеба­тельную, неопределенную). При конструировании подшипникового узла, конструктор исходя из условий работы узла, выбирает обычно по аналогии с апробированными конструкторскими решениями посадку подшипника качения. Подшипники качения монтируются обычно на валах по системе отверстия, а в корпусах по системе вала. Подбор посадок обычно производится изменением размеров валов или корпусов по соответствующим таблицам.

Перед монтажом подшипника качения следует при необходимости его раскон­сервировать и обычно при этом промыть бензином с добавлением в него масла в соотношение 10:1.

При монтаже подшипника качения не следует производить запрессовку таким образом, чтобы усилие передавалось через сепаратор, шарики или ролики, а также не следует допускать перекоса колец подшипника качения.

Направление усилия при монтаже подшипника качения должно совпадать с направлением оси колец подшипника во избежание перекоса колец и должно передаваться через соответствующую деталь приспособления на поверх­ность запрессовываемого кольца подшипника. Необходимо отметить, что при отсутствии соответствующего приспособления (например, показанного на рис. 12.2, б) при монтаже подшипника качения, целесообразно запрессовку его в корпус, либо на вал,  выполнять с помощью оправки (например, куска трубы желательно из цветного металла необходимого диаметра). При запрессовке подшипника качения в корпус усилие должно прилагаться только к его наружному кольцу, а при запрессовке на вал только к внутреннему его кольцу. Следует отметить, что момент завершения запрессовки обычно определяется визуально, либо по тому, что оправка начинает «пружинить» при ударе по ней. 

После монтажа роликового подшипника качения необходимо произвести регули­ровку зазора в подшипнике качения с учетом необходимого теплового зазора. Для этого следует сначала затянуть регулировочную гайку до упора, затем опус­тить ее примерно на одну треть оборота. После этого проверить наличие соответствующего зазора и законтрить регу­лировочную гайку.

Произвести смазку при наличии «открытого» подшипника в соответствии с техни­ческими требованиями.

Диагностика подшипников качения. Сначала при диагностике визуально проверить отсутствие дефектов: внутреннего кольца подшипника; сепаратора; шариков или роликов; на­ружного кольца подшипника. Это могут быть раковины, износ, царапины, трещины, ржавчина. Затем проверить подшипник качения на отсутствие несоответствующего зазора (люфта), перекатов. Для проверки отсутствия несоответствующего зазора (люфта) шарикового подшипника качения целесообразно сжать между собой двумя пальцами наружное и внутреннее кольцо подшипника качения и потрясти подшипник качения. Если при этом слышен характерный стук шариков, то такой подшипник качения следует заменить. Целесообразно заменять подшипник качения при малейшем подозрении.

После монтажа подшипника качения, проверки легкости и равномерности его хода (отсутствия заеданий), и смазки прово­дятся ходовые испытания, при которых проверяются температура подшип­ника качения и отсутствие его несоответствующей шумности. Испытания подшипников проводятся при частичных на­грузках. Подшипник при работе должен создавать тихий, слегка жужжащий звук. Увеличение температуры подшипника сразу после начала испытаний не является дефектом. Испытания следует закончить после стабилизации температурного режима.

Повышенная температура роликового подшипника качения или ее постоянное изменение, а также шум при работе роликового подшипника качения могут быть вызваны несоответствующим зазором (люфтом) роликового подшипника в осевом или радиальном направлении, перекосом ко­лец подшипника или их несоответствующим монтажом, избытком смазки в узле.

Повышенная температура роликового или шарикового подшипников качения или ее постоянное изменение, а также шум при работе роликового или шарикового подшипников качения, могут быть вызваны: наличием дефектов их элементов; попаданием в них грязи; повы­шенным трением уплотнений; чрезмерной скоростью вращения подшипников, при которой тела качения могут проскальзывать по дорожкам качения.

Автор статьи К. Л. Гаврилов

Научно-исследовательский и учебный центр диагностики

 и технологии ремонта автотранспортных средств,

дорожно-строительных и сельскохозяйственных машин