Нужны конкретные результаты!

           Группа аграрных адвокатов в России еще небольшая, а задачи перед ней стоят серьезные. Консультации требуют многие хозяйства, а платить за них готовы далеко не все. Адвокату задают вопрос типа «Чем ты конкретно занимался в моем хозяйстве?» и «Какая польза от твоей работы?». На эти вопросы у наших авторов есть ясные ответы. Они наглядно разъясняют своим клиентам смысл адвокатской работы, и это положительно сказывается на взаимоотношениях. 

Адвокатская работа - и это касается не только сельского хозяйства - почти всегда начинается с больших ожиданий клиентов. Предложения адвокат должен разработать моментально, решение проблемы должно быть реализовано на практике всего через несколько дней, а цена проекта не должна превышать стоимости бутылки водки. Прочие типичные ожидания клиентов консультационных организаций отражает табл.1. Для выполнения указанных пожеланий нужен, конечно, идеальный адвокат, который отличается:

- гениальностью нобелевского лауреата;
- оптимизмом потерпевшего караблекрушение;
- находчивостьюкапитана дальнего плавания;
- здоровьем спортсмена-многоборца;
- терпением няньки;
- улыбкой кинозвезды;
- толстокожестью бегемота.

         Конечно, найти такого человека достаточно сложно. Останутся большие ожидания клиента, выполнить которые не реально, а игнорировать все равно нельзя. Что бы достичь удовлетворяющего обе стороны результата консультационной работы, мы стараемся строитьвзаимоотношения так, чтобы они принесли не только реальную, но и ОЩУТИМУЮ пользу для клиента. Адвокат должен исходить из конкретных проблем клиента, предлагать реально функционирующие решения и следить за их реализацией. Пример такого адвоката можно найти, пройдя по ссылке. Предприятия-клиенты, со своей стороны, должны быть готовы к переменам и стараться превратить предложения адвоката в реальные изменения.

Читайте об опыте руководителя учебно-консультационного центра и почетного профессора Костромской государственной сельскохозяйственной академии д-ра Юргена Кранца и его коллеги по консультационной работе к. э. н., доцента Татьяны Васильковой.

Таблица 1. Ожидания, требования и предпосылки консультирования

Ожидание предприятий клиентов от консультирования

Помощь в принятии решения

Помощь при инвестировании

Помощь в повышении прибыли

Помощь в снижении затрат

Помощь при внедрении иноваций

Требования к процессу консультирования

К предприятиям клиентам:

- активность
- заинтересованность
- готовность к изменениям

 

По коммуникации:

- доверие
- ориентация на клиента
- открытость

К консультантам:

- профессион. компетентность
- методическая грамотность
- независимость

Предпосылки консультирования

Обучение и повышение квалификации

Выбор и подготовка кадров

Финансирование

Государственная сельхозакадемия

Департаменты АПК, управления сельского хозяйства

Департаменты АПК, управления сельского хозяйства

 Работа с видимой пользой для клиента

          Давайте рассмотрим, как конкретно организуются у нас консультационные проекты. Учебно-консультационный центр Костромской государственной сельскохозяйственной академии (КГСХА) с 2006 года работает под девизом «Все знают, что нужно сделать - а мы знаем как!!!» и предлагает предприятиям консультационные услуги в сферах:

- производство молока;
- экономика производства молока;
- производство кормов;
- специальные вопросы.

         Заключенные консультационные договоры с СПК «Родина», СПК «Яковлевское» и ЗАО «Шунга» Костромской области, имеющими в сумме 6 148 га сельскохозяйственных угодий и 2 837 голов крупного рогатого скота, из них 1 149 дойных коров. Стоимость консультационных работ составляет 10 000 руб. в месяц. За эти деньги предприятиям в процессе консультирования предотсаляются следующие «факторы полезного действия».

  • 1. Оптимизированные рационы

В рамках консультационной деятельности клиентам предоставляются различные документы, расчеты и материалы:

- специально рассчитанные с учетом кормовой базы хозяйства рационы для коров, быков и молодняка,
- рекомендации по содержанию, кормлению, воспроизводству и ветобслуживанию животных,
- ежеквартальные анализы ликвидности,
- ежеквартальный анализ рентабельности/порога безубыточности,
- предложения по оптимизации технологии заготовки основного корма,
- предложения по оптимизации севооборота в зависимости от потребности в кормах,
- разнообразные консультационные материалы, такие как: 

- «Каковы требования хорошего менеджмента кормления дойных коров?»
- Пастбищное содержание и кормление дойных коров».
- «Оценка качества брожения силоса».
- «Правила и нормы для кормления дойных коров, нетелей и быков на откорме».

     Предлагаемые в ходе консультирования рекомендации актуальны для производственного менеджмента и позволяют принимать решения по повышению эффективности производства молока. По нашим подсчетам, только применение оптимизированных рационов дает возможность получения дополнительного удоя минимум 2 кг молока от коровы в день. Это при среднем поголовье 350 коров 21 000 кг или 210 000 руб. в месяц! Вот рентабельность консультанта!

  • 2. Рекомендации по снижению затрат

Предприятиям были переданы конкретные рекомендации по сокращению производственных затрат. Так, применение рассчитанных нами рационов позволяет сэкономить в среднем от 10 до 15 руб. в сутки на одну корову. Опять получается многократная окупаемость стоимости консультирования: экономия в месяц составляет 300-450 руб. на корову. Это (в расчете на поголовье 350 коров) от 105 000 до 157 500 руб. в масштабе хозяйства. Напомним: базовая ставка консультанта 10 тыс. рублей!

  • 3. Возможности сравнения

Предприятия-клиенты получают от нас документацию для сравнения своих собственных результатов с нормативами и с показателями лучших конкурентов. Примерная форма этих сравнений приведена в таблице 2. Ориентировочные показатели базируются на основе научных опытов и данных самых успешных предприятий региона. Они гарантируют полное покрытие затрат и формирование прибыли в размере 3-4 рубля на литр молока. Более того, при желании хозяйствам предлагаются межхозяйственное сравнение и соревнование клиентов. Результаты передаются участникам в наглядной графической форме вместе с анализом реального потенциала снижения переменных и постоянных затрат и повышения продуктивности с целью увеличения рентабельности производства молока (табл. 3). Порог безубыточности указывает необходимый для устойчивого развития уровень доходов от производства молока.

 

Таблица 2. Выручка от продаж, переменные и постоянные затраты по производству молока в трех предприятиях Костромской области в сравнении с нормативами, руб./кг реализованного молока.

Показатели

Предприя-тие 1

Предприя-тие 2

Предприя-тие 3

Норматив

Доходы от реализации молока

9,77

10,22

9,95

10,00-12,00

Доходы от реализации мяса

1,27

1,09

1,36

1,20-1,50

Доходы от приплода

0,3

0,19

0,21

0,20-0,30

Доходы от изменения поголовья

0,35

0,05

0,03

0,10-0,20

Доходы по дотациям на молоко

1,04

1,12

0,73

1,5-2,0

Прочие доходы

0,00

0,00

0,00

0,00

ВСЕГО доходов

12,73

12,67

12,28

13,00-16,00

Затраты на пополнение стада

4,57

2,72

2,56

1,80-2,00

Затраты на основной корм

1,70

1,56

1,58

1,20-1,60

Затраты на покупку концкормов

3,16

3,28

4,00

2,50-3,00

Затраты на оплату труда

1,98

1,77

1,98

1,00-1,50

Затраты на медикамен-ты

0,02

0,08

0,08

0,02-0,05

Затраты на осеменение

0,10

0,06

0,04

0,05-0,08

Затраты на энергоснабже-ние

0,32

0,06

0,69

0,30-0,40

Затраты на водоснабже-ние

0,00

0,09

0,02

0,02-0,05

Зтраты на текущий ремонт

0,35

0,00

0,60

0,20-0,30

Прочие переменные затраты

0,00

0,30

0,20

0,10-0,15

ИТОГО переменные затраты

12,20

9,93

11,75

7,19-9,13

Затраты по амортизации

0,72

0,50

0,17

0,20-0,30

Затраты по кредитам и аренде

0,00

0,00

0,00

0,00

Затраты по вспомог. произв.

0,93

0,70

0,29

0,50-0,60

Управлен-ческие затраты

1,82

0,83

2,49

0,70-1,10

Прочие постоянные затраты

0,32

0,04

0,57

0,10-0,20

ИТОГО постоянные затраты

3,79

2,07

3,52

1,50-2,20

 

Таблица3. Определение порога безубыточности производства молока, данные предприятия 2

Затраты (2008 год)

Ед. изм.

Реализация молока, кг на корову в год

3 000

4 000

5 000

6 000

Ремонт стада

Руб./гол.

7 493

7 493

7 493

7 493

Корма

Руб./гол.

14 520

19 360

24 200

29 040

Заработная плата

Руб./гол.

8 018

8 018

8 018

8 018

Прочие затраты

Руб./гол.

2 732

2 732

2 732

2 732

Постоянные затраты

Руб./гол.

9 377

9 377

9 377

9 377

Всего

Руб./гол.

46 967

51 807

56 647

61 487

Порог безубыточности

Руб./кг.

15,66

12,95

11,33

10,25

 

Таблица 4. Изменение показателей финансового положения в трех предприятиях Костромской области за 2005-2008 гг. (руб./га сельхозугодий)

Показатели баланса

2005 г.

2006 г.

2007 г.

2008 г.

Запасы и затраты (ЗЗ)

1 298-8 496

2 737-11 259

3 137-13 143

3 206-14 586

Собствен-ные оборотные средства (СОС)

954-2755

1 214-5 655

1 602-6 275

2 104-6 216

Долго-срочные обязательст-ва (ДО)

1 253-2 562

603-2 313

803-3 697

956-4 714

Кратко-срочные кредиты и займы (КК)

369- 480

208-1 624

447-952

514-1 187

 

4. Информация о финансовом состоянии

Для обеспечения надежного развития предприятия очень важен точный анализ его финансового положения. Наши анализы позволяют выявить, находится ли хозяйство в устойчивом или критическом финансовом положении. Преимущество работы консультанта здесь в том, что он может провести многолетнее сравнение результатов и выявить тенденции развития. В качестве примера изменение показателей исследуемых предприятий в период с 2005 по 2008 г. Представлено в таблице 4. Динамика изменения коэффициентов ликвидности и обеспеченности собственными средствами в период с 2005 по 2008 г. Показывают, что сложилась некоторая положительная тенденция развития, но уровень финансовой устойчивости всех трех предприятий - низкий. В такой ситуации консультант может предложить необходимые мероприятия для стабилизации положения.

Обобщение

     Требования большинства клиентов к аграрным консультантам - большие, и удовлетворить их можно не всегда. Чтобы в таких условиях достичь удовлетворяющего обе стороны результата консультационной работы, следует организовать консультационные проекты так, чтобы они приносили реальную и ОЩУТИМУЮ пользу для предприятия-клиента. Основными являются следующие преимущества сотрудничества сельскохозяйственных предприятий с консультационной службой:

- повышение продуктивности вследствие оптимизации производственной технологии,
- экономия затрат как результат досконального производственно-финансового анализа и
- получение сравнительных данных для сопоставления с собственными результатами хозяйства.

     Эти моменты консультант должен наглядно продемонстрировать клиенту и оценить возможные положительные эффекты в денежном выражении. Польза от консультирования, обходящегося в 10 тыс. рублей ежемесячно, может оцениваться в 300 или 400 тыс. рублей или даже больше. Вышеприведенные расчеты являются гораздо более убедительными аргументами для привлечения консультанта и своевременной оплаты его труда, чем все теоретические дискуссии.