Отрегулировать цепочку: "Сельхозпроизводство - переработка - торговля"

Выступление председателя Союза производителей молока Андрея Даниленко

В октябре-декабре 2008 г., когда мировой экономический кризис начал оказывать серьезное воздействие на российскую экономику, Правительство России приступило к реализации антикризисных мер. Антикризисные меры первого этапа позволили не допустить разрастания кризиса. В рамках поддержки сельского хозяйства Правительство предприняло меры по обеспечению доступности финансовых ресурсов для предприятий отрасли, защите внутренних рынков, стимулированию экспорта сельскохозяйственной продукции. И мы уже ощущаем результаты приятных мер, хотя, конечно, еще остались сложности, которые предстоит преодолеть.

В настоящее время Правительством Российской Федерации разработана и широко обсуждается программа антикризисных мер на 2009 г. На наш взгляд, очень важно, что в программе основным направлением является, цитирую: «Усиление роли внутреннего спроса в обеспечении экономического роста. Структурное обновление экономики, ведущее к снижению зависимости производства и финансовой системы от экспорта топливно-сырьевых продуктов и импорта готовой продукции. Последовательная демонополизация и развитие конкуренции, без чего все меры стимулирования спроса не будут эффективными».

Хотел бы привести некоторые цифры, подтверждающие правильность выбранного направления на примере молочной отрасли. Доля импорта на внутреннем рынке молока достигла 30%, в том числе по сухому молоку - 53%, сливочному маслу - 41, сырам - 31%. Это означает, что Россия находится в зависимости от импорта молочных продуктов. Поэтому развитие молочного скотоводства следует рассматривать как проблему государственного значения, решение которой позволит обеспечить население страны необходимым объемом молока и молочных продуктов по доступной цене за счет отечественного производства.

Для развития отрасли молочного скотоводства Россия располагает всеми необходимыми предпосылками:

         - достаточные площади земельных угодий и пастбищ для производства высококачественных кормов;
         - апробированные в ведущих регионах страны (Ленинградская, Московская, Вологодская и другие области) технологии интенсивного молочного животноводства;
         - наличие высокопродуктивных пород молочного скота интенсивного типа (голштинская, черно-пестрая, симментальская, костромская, красно-пестрая).

Однако одним из главных препятствий для устойчивого развития молочного животноводства является отсутствие экономической мотивации при реализации имеющихся в России возможностей ускоренного развития этого направления. Важными факторами для решения проблемы рентабельности (экономической мотивации) молочного скотоводства и сельскохозяйственных производителей в целом являются необходимость урегулирования экономических отношений в цепочке сельскохозяйственный производитель -  перерабатывающая промышленность - оптовая и розничная торговля, увеличение государственной поддержки всех отраслей сельского хозяйства.

Хотелось бы отметить, что практика переговоров Национального союза производителей молока с Российским союзом предприятий молочной отрасли подтверждает целесообразность, возможность и необходимость более тесного сотрудничества сельхозпроизводителей с предприятиями пищевой и перерабатывающей промышленности. Только совместная работа даст возможность учесть основные факторы (позитивные и негативные, экономические, административные, кадровые, технологические), влияющие на функционирование отрасли, и выбирать оптимальный набор инструментов, позволяющих добиться стабильного развития отрасли в целом, начиная от производителей сельскохозяйственной продукции и заканчивая предприятиями розничной торговли.

Примером может служить подписанное Соглашение о взаимодействии между двумя союзами, в рамках которого были поставлены следующие цели и задачи:

         увеличение потребления молока и молочных продуктов населением по средствам социальной рекламы;
         широкое распространение программы «Школьное молоко»;
         увеличение сроков кредитования инвестиционных проектов в молочном животноводстве и рефинансирования уже выданных кредитов;
         увеличение размера субсидирования по возмещению расходов, связанных с выплатой сельхозпроизводителем процентов по полученным кредитам;
         выполнение членами союзов требований Федерального закона от 12.06.2009 г. № 88 ФЗ «Технический регламент на молоко и молочную продукцию»;
         формирование системы мониторинга себестоимости производимой, перерабатываемой и реализуемой молочной продукции, а также системы индикативных цен на молоко и основные виды молочной продукции, при достижении которых государство должно понимать, что рентабельной хозяйственной деятельности на предприятиях всей молочной отрасли быть не может.

На наш взгляд, в кризисных условиях объективно возрастает роль государства в экономической жизни страны, так как возникают вопросы, и это также подтверждает опыт наших переговоров, которые возможно решить только при активном участии государства, выступающего в роли арбитра. Только таким образом можно выработать нормальные экономические зависимости в цепочке производитель - переработчик - торговля.

Считаем, что предложенные меры антикризисной программы будут не только смягчать неблагоприятное воздействие кризиса, но и стимулировать прогрессивные структурные и институциональные сдвиги, способствовать обновлению и развитию российской экономики. 

Даниленко Андрей

Подготовил консультант Пайков Д.Н.