О роли организаций сельскохозяйственного консультирования в управлении лугопастбищным хозяйством
Лугопастбищное хозяйство России остро нуждается в модернизации, которая способна вывести систему производства и использования лугопастбищных кормов на более высокий уровень своего развития, что позволит создать устойчивую кормовую базу для животноводства.
Удельный вес лугопастбищных кормов в России в годовом кормовом балансе (грубых, сочных и зеленых) не превышает 12-13%, тогда как в странах Европы и Северной Америки их доля составляет 40-45%. Увеличение поступления полноценных, легкоусвояемых и дешевых кормов с сенокосов и пастбищ позволяет в значительной степени снизить затраты на корма при производстве молочной продукции, которые в настоящее время составляют 55-60% и более. Опыт российских предприятий с развитым молочным скотоводством свидетельствует, что повышение доли лугопастбищных кормов до 25-27% позволяет сократить расходы на корма в себестоимости молока до 43-45% .
Интенсификация лугопастбищного хозяйства предполагает увеличение производства кормов с сенокосов и пастбищ за счет более широкого применения достижений научно-технического прогресса, дальнейшего укрепления материально-технической базы, роста производительности труда на основе непрерывного совершенствования технологического прогресса, применения прогрессивных форм организации и оплаты труда при экономном использовании рабочей силы и материальных ресурсов. Совершенствование методов ведения хозяйства и технологии производства позволяет повышать продуктивность лугопастбищных угодий и получать с каждого гектара наибольшее количество кормов при наименьших затратах труда и средств на единицу продукции. Кроме того, необходимо иметь в виду, что интенсификация представляет собой постоянно нарастающий и прогрессирующий процесс. При этом следует отметить, что слабым местом предшествующего периода интенсификации в сельском хозяйстве была разрозненность освоения нововведений в производство. Современный этап ее проведения предусматривает переход на инновационный путь развития, характерным для которого является системный подход к проблеме.
Развитие современного агропромышленного производства напрямую зависит от уровня научно-технического прогресса, который сейчас отождествляют с понятием инновационный процесс. Непосредственных производителей продукции всегда интересуют инновации, которые могут дать определенный, значительно лучший экономический эффект. Любое новшество может выступать в качестве предмета нововведения в материальное производство или в сферу потребления материальных благ: и большое, и малое. Как добиться того, чтобы инновации как можно быстрее доходили до конечного потребителя - сельского товаропроизводителя? Для этого существуют различные механизмы.
Трансферт инноваций может носить коммерческий и некоммерческий характер. Коммерческий трансферт осуществляется с целью получения прибыли от продажи новшеств, включая лицензирование; передачу патентов, технической документации, ноу-хау, технологических сведений, сопутствующих приобретению или лизингу оборудования; инжиниринг. Продажа инновационных товаров (мелиоративной, лугопастбищной и сельскохозяйственной техники, семян трав, удобрений, средств защиты растений, гербицидов и арборицидов, различных технологий по улучшению и использованию природных кормовых угодий и др.) - это один из вариантов коммерческого трансферта инноваций. Как правило, такие продажи идут в комплексе с передачей технологий и консультационным сопровождением продукта. Некоммерческий трансферт инноваций связан с передачей новых знаний в форме конференций, симпозиумов, семинаров, выставок; информационных массивов специальной литературы, дисковых носителей информации, телевидения, радио, интернета; перекрестным лицензированием на паритетной основе и обменом опытом специалистами.
В условиях расширения интернет-пространства поток информации по различным направлениям научно-технической сферы резко возрос. Кроме официально включенных в базу данных сельскохозяйственных инноваций, получивших одобрение различных научно-технических советов, через интернет обнародуются материалы периферийных изданий, имеющих малые тиражи, которые не доходят до центральных библиотек, информационных центров и консультационных служб; рекламируется продукция различных фирм, созданная на основе собственных коммерческих инноваций; ведутся дневники и блоги разной направленности. Представление в интернет информации об этих изданиях и материалах позволяет ускорить доступ широкого круга пользователей к их содержанию. И это должны взять на вооружение и рационально использовать информационно-консультационные службы, собирая необходимую информацию о разработках и доводя ее через интернет, печатные издания и непосредственные контакты до конечного потребителя.
Однако одной передачи прав на инновацию еще недостаточно для того, чтобы она дошла до своего потребителя и начала приносить отдачу. Для эффективного продвижения результатов инновационной деятельности в производство каждому этапу жизненного цикла инноваций соответствует свое информационно-консультационное обеспечение. Этап освоения является очень важным в жизненном цикле инноваций, а методы их освоения бывают разными (Рупошев,2011). Внедрение по своей сути - это силовое действие: внедрить, встроить, вставить и т. д. Этим пользуются руководители, владельцы предприятий. Для освоения же инноваций необходимо создать такие условия, чтобы исполнители осознали необходимость применения данной новации, основательно изучили ее, сделали неотъемлемой частью своей работы. Для этого требуется большая подготовительная работа, исполнителей необходимо информировать, просвещать, обучать, убеждать, консультировать и контролировать. Инновация должна «войти» в человека-исполнителя, стать его составной частью, только в этом случае ее можно эффективно освоить в производстве.
Предприниматель или специалист, получая определенную информацию, может самостоятельно воспользоваться ею, но когда у него не хватает знаний или времени, он обращается за помощью к специалистам - консультантам различных уровней. В настоящее время в России консультационные услуги сельскому хозяйству оказывают государственные и коммерческие службы, научно-исследовательские институты, высшие и средние специальные учебные заведения, учреждения дополнительного образования, некоммерческие формирования. При этом свою работу государственные информационно-консультационные службы должны строить с учетом экономических, политических и экологических установок органов власти на обслуживаемой территории.
Интеллектуально-информационные ресурсы являются обязательной составляющей любого вида деятельности. Две ее области, которые существуют вместе и взаимодействуют друг с другом, - это инноватика и консалтинг. Консультационные службы занимают промежуточное положение между наукой и производством и должны быть хорошо знакомы с проблемами, стоящими перед ними. Во всех развитых странах действуют сельские ИКС. И чем более развито общество, тем выше уровень предоставляемости и востребовательности информационно-консалтинговых услуг, тем мощнее эти службы и эффективнее их работа, чем больше государство вкладывает средств в их развитие. Вложение инвестиций в информационно-консультационные услуги - это непосредственная помощь государства сельскому хозяйству. Информационно-консультационная служба, кроме информационной и консультационной деятельности, обладает еще одной важной функцией - управленческой (рис. 1). Предоставляя надлежащую информацию, она управляет деятельностью людей и предприятий, концентрирует их работу в нужном направлении. Опыт работы информационно-консультационных служб показывает, что федеральные структуры в основном занимаются методологическими вопросами; региональные - обслуживают различные структуры АПК, крупный и средний бизнес; районные - имеют дело со средним и мелким товаропроизводителем, охватывают вопросы альтернативной занятости населения и устойчивого развития сельских территорий.
Рис. 1. Функции информационно-консультационной деятельности
Анализ процессов интенсификации, ресурсосбережения, инноватизации и модернизации сельскохозяйственного производства показывает, что для их воплощения в жизнь необходимы определенные условия, являющиеся общими при их проведении.
Невозможно осуществить интенсификацию производства, освоить ресурсосберегающую технологию в кормопроизводстве, реализовать инноватизацию и модернизацию лугопастбищного хозяйства без выполнения всего комплекса мероприятий, сопутствующих этим процессам. К числу системно интегрирующих мероприятий, касающихся лугопастбищного хозяйства, относятся следующие факторы: природно-климатические, научно-технические, организационно-экономические, технико-технологические, экологические и социально-психологические, которые должны выполняться в едином комплексе. Учет и решение всех этих факторов позволит с наименьшими затратами осваивать предлагаемую инновацию и получить от ее применения наивысший результат.
К системно интегрирующим мероприятиям, касающихся растениеводческой сферы в целом и лугопастбищного хозяйства в частности, обеспечивающих проведение всех перечисленных выше процессов, относятся следующие факторы интенсификации и ресурсосбережения: организационно-экономические, технологические, технические, сортоведческие, экологические, социально-психологические, которые должны выполняться в едином комплексе (рис. 2). Только учет и решение всех этих факторов в совокупности позволяет с наименьшими затратами осваивать предлагаемую инновацию и получать от ее использования наибольший эффект (Александров и др., 1991).
Часто консультантам приходится выбирать ту или иную информацию из имеющегося массива данных. Работая с различными видами инноваций, они имеют дело с множеством разработок или их отсутствием. В условиях открытого общества расширяется информационная база по различным зарубежным научно-техническим разработкам, которые не всегда стыкуются с отечественными исследованиями. В этом случае консультантам приходится заниматься не только сбором информации, ее анализом, но и играть роль арбитров различных школ и направлений. Это требует от них энциклопедических знаний. Консультанты вынуждены выступать в роли экспертов, вникать в сущность различных проблем, с которыми сталкиваются сельскохозяйственные товаропроизводители.
Рис. 2. Схема факторов ресурсосбережения при производстве растительного сырья
Коммерческие фирмы предлагают сельскому хозяйству широкий ассортимент луговых трав, научно-обоснованный состав травосмесей, хорошо зарекомендовавших себя в европейских странах. Однако в наших условиях данные травосмеси не всегда дают должный эффект. Это обусловлено природно-климатическими условиями, биологическим сортиментом луговых трав, качеством семян, уровнем технической оснащенности и многими другими факторами. В недалеком прошлом в лугопастбищном кормопроизводстве получили широкое распространение двухкомпонентные травосмеси из клевера белого и райграса пастбищного. При отсутствии холодных зим и низких температур данные травосмеси чувствуют себя нормально в течение 2-4 лет. При резком похолодании импортные травосмеси оказываются нежизнеспособными.
Существенным моментом, с которым сталкиваются специалисты, является то, что вместо лугопастбищных травосмесей коммерческие фирмы часто предлагают сельским производителям смеси на основе районированных в России импортных сортов для газонного использования. Культурные пастбища с такими травосмесями используются в хозяйствах не больше 1-2 лет вместо 5-7 лет по норме. Все это показывает необходимость применения в хозяйствах лугопастбищных травосмесей на базе отечественных сортов. Консультанты должны это четко понимать и доводить данную информацию до товаропроизводителей.
В настоящее время отечественное семеноводство снабжает кормопроизводство страны семенами многолетних трав не более чем на 40%. Одним из факторов, способным повысить эффективность семеноводства многолетних трав, является осуществление целенаправленной работы в этой области на принципах биологического сортоведения растений. Исследования в этом направлении привели нас к следующему заключению. В настоящее время в России действует разрешительная система районирования сельскохозяйственных культур, что является сдерживающим фактором развития в условиях многоукладной экономики. Необходимо отказаться от жесткой системы государственного сортового районирования и вернуться к гибкой системе районирования сортов, которая существовала в СССР в 30-е годы прошлого века. Ранее при районировании выделялось 3 группы, рекомендуемых для возделывания биологических сортов: основной, дополнительный и допустимый. Это рационально в условиях большого природно-климатического разнообразия страны и многоукладности ее современной экономики. Государственная комиссия по испытанию и охране селекционных достижений не в состоянии подобрать сорта для каждой микрозоны. Предприятия и предприниматели сами могут выбрать необходимый им сорт для возделывания. В этом случае они будут иметь дело с тремя категориями сортов и самостоятельно подбирать необходимый сортимент лугопастбищных культур.
Для лугопастбищного хозяйства нужно учитывать, что можно рекомендовать ресурсосберегающую технологию, но нельзя ее освоить в производстве без решения комплекса организационных, технологических, технических, сортоведческих, экологических и социальных мероприятий. Внедрение технологий в лугопастбищном хозяйстве возможно только с учетом определенных природно-климатических зон. При этом следует учитывать, что в современном агроклиматическом районировании следует опираться на радиационный и водный баланс территорий, а не на суммарные характеристики распределения этих параметров (Рупошев,2010). Для лугопастбищного хозяйства значение имеет как широтная, так и вертикальная агроклиматическая зональность территории.
При решении проблем кормовой базы молочного скотоводства право на «жизнь» имеют разные варианты ее решения. Особенно это важно для крупных организационных структур современного индустриального молочного скотоводства с круглогодовой системой стойлового содержания животных. Там, где экономически выгодно, организация кормовой базы для таких образований может формироваться на основе пахотных земель, а там, где возможно, - на основе полевых и лугопастбищных угодий (Ларетин, Зотов, 2011). Наличие культурных пастбищ нельзя исключать и для определенных групп скота - сухостойных коров и ремонтного молодняка. На крупных фермах продолжительность жизни молочных коров составляет 1,5-2 года, а при пастбищном содержании - 5-7 лет. Пастбищная система ведения молочного скотоводства позволяет в 3 раза сократить потребность в племенном скоте, а это колоссальная экономия средств и трудовых ресурсов.
Стране нужна программа развития лугопастбищного хозяйства, в том числе и по культурным пастбищам. Подобные программы необходимо разработать для каждого конкретного региона и хозяйства, независимо от формы собственности. Такой подход позволяет сконцентрировать и целенаправленно использовать научные, финансовые, земельные, материальные, технические и трудовые ресурсы. Эффективность кормопроизводства в этом случае возрастает на 15-20%. На региональном уровне программа по культурным пастбищам разработана в Краснодарском крае, формируется в Костромской области, и консультационные службы должны принять в этой работе активное участие.
Отраслевое консультирование охватывает весь комплекс вопросов, касающихся развития и функционирования отрасли: законодательство, экономика, организация, управление, технология, техника, социально-психологические аспекты бизнеса и трудовых отношений. Характерной чертой отраслевого консультирования является энциклопедичность, что позволяет охватить проблему комплексно. Отраслевое консультирование по различным направлениям аграрной сферы с функциями разработки и реализации инновационных проектов за счет успешно апробированных научных разработок и передового опыта способствует быстрейшему освоению всего прогрессивного. Оно дает возможность ускорить освоение инноваций, так как системно по своей сути.
По вопросам кормопроизводства в ФГУ «Российский центр сельскохозяйственного консультирования» на базе ВНИИ кормов действует специальный отраслевой центр, на который возложена работа по сбору, анализу и структуризации инновационных материалов, подготовке к изданию практических и методических рекомендаций. Большую работу по вопросам развития лугопастбищного хозяйства в настоящее время проводят ИКС Краснодарского края, Нижегородской и Кировской областей и других регионов России.
В настоящее время малые хозяйства России производят более 50% общего объема сельхозпродукции, в том числе свыше 50% мяса и молока. Сохранение этого уровня производства важно для продовольственной безопасности страны и поддержания занятости местного населения. Государство должно взять на себя финансирование информационно-консультационного обеспечения мелких товаропроизводителей по инновационным разработкам. Развитие, а точнее восстановление ранее утерянного, лугопастбищного хозяйства в настоящее время получает все большее признание и среди крестьянско-фермерских и личных подсобных хозяйств. Критерием оценки деятельности районных консультационных служб при этом может стать производство сельскохозяйственной продукции мелкими товаропроизводителями в расчете на единицу сельскохозяйственных земель, в том числе и лугопастбищных угодий. Государству выгодно профинансировать эту сферу деятельности, так как вопрос касается производства 16 млн. тонн молока в год.
С крупными и средними сельскохозяйственными предприятиями ИКС должна работать на договорной основе, совместно внедрять ресурсосберегающие технологии в полевое и лугопастбищное кормопроизводство. При этом возникают вопросы, как оценить эффективность ресурсосберегающих технологий, осуществить подбор машин для их реализации? Или показать результаты по сортовой симбиотической биотехнологии бобовых культур, которая позволяет экономить при производстве кормов по стране до 1 млн. туков азотных удобрений (Косолапов, 2010). Все это можно представить на постоянных или временных демонстрационных площадках в различных агроклиматических зонах страны на базе научных, учебных, консультационных и передовых предприятий для показа и проведения семинаров с участием высококвалифицированных специалистов.
Консультанты должны так построить свою работу, чтобы отобрать для пропаганды и внедрения самые эффективные научно-технические разработки и рекомендовать их сельским товаропроизводителям. Их деятельность должна быть такой, чтобы производители могли принять правильное решение, вытекающее из экономических, политических и экологических установок органов власти на обслуживаемой ими территории. В этом заключается управленческая функция деятельности информационно-консультационных служб. В современном лугопастбищном хозяйстве для повышения эффективности производства и использования кормов нужны различные инновационные и модернизационные подходы с экономическим и экологическим обоснованием получаемого эффекта. Работа всей системы сельскохозяйственного консультирования АПК России должна строить так, чтобы сельские товаропроизводители могли быстро и правильно принять эффективное управленческое решение.
Источник: Рупошев А. Р., Ларетин Н. А. О роли организаций сельскохозяйственного консультирования в управлении лугопастбищным хозяйством // Ваш сельский консультант. - 2011. - № 1. - с. 18-21.