Главная \ Актуально \ Ленинградская область

Новости

« Назад
Ленинградская область 14.03.2012 06:02
13 марта под председательством вице-губернатора Ленинградской области, председателя Комитета по агропромышленному и рыбохозяйственному комплексу С. В. Яхнюка прошло совещание по вопросу реализации федерального закона №381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности Российской Федерации» от 28 декабря 2009 г. на территории Ленинградской области. Поводом для совещания стало поручение губернатора В. П. Сердюкова, данное Комитету и лично его председателю, проанализировать обстановку, сложившуюся в секторе торговли продукцией АПК. Задачей совещания также является выработка системы предложений по внесению изменений в федеральный закон, которые бы восполняли пробелы, существующие в этой области законодательства.

Учитывая серьезность проблемы, решением специально созданной рабочей группы, порядок проведения совещания включает два этапа. На первую встречу 13 марта были приглашены представители федеральных служб, в частности, Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области, Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, службы государственной статистики, комитета по развитию малого, среднего бизнеса и потребительского рынка, а также муниципальных образований. Кроме того, в заседании приняли участие руководители предприятий агропромышленного комплекса области, ведущих поставки продукции в торговые сети. На втором этапе совещания предполагается привлечение представителей торговых организаций.  

По озвученным на заседании данным, на территории Ленинградской области располагается 500 предприятий сетевой торговли, из которых 276 принадлежат сектору продовольственных товаров. По предварительным результатам анализа рынка, проводимого Федеральной антимонопольной службой Ленобласти, в некоторых районах общая доля объема продовольственных товаров, реализованных через сетевые магазины, равна 40%. Цифра весьма внушительная. Однако, согласно статье 14 федерального закона, антимонопольные меры (запрет на приобретение и взятие в аренду новых торговых площадей) применяются только в случае, когда доля одной сети, а не их совокупности, превышает 25%.
Наблюдается постоянный рост сетевых торговых предприятий. К примеру, в Выборгском районе насчитывается 32 сетевых объекта, из которых 2 были открыты уже в 2012 г. Таким образом, за два месяца прирост составил почти 7%. По информации службы государственной статистики, в 2011 г. доля сетей составляла 39%, предварительные данные за 2012 г. составляют 44%.

Цифры отражают главную тенденцию развития рынка продовольственных товаров, а именно, неуклонный рост доли сетевых хозяйствующих субъектов и, как следствие, разрушение системы предприятий малой и средней торговли. Складывающаяся ситуация ущемляет интересы и предприятий-производителей, и органов местного районного управления. Для первых сотрудничество с сетями зачастую оказывается неприемлемым, что означает потерю огромного рынка сбыта и невозможность реализовать продукцию. Вторых беспокоят налоговые отчисления, уходящие в другие регионы, и собственно поведение руководства сетевых супермаркетов, которое не желает участвовать в жизни района.
Государственное регулирование торговой отрасли, призванное регламентировать отношения между хозяйствующими субъектами, включая в эту систему и органы местного управления, должно разрешать эти проблемы.

Ситуации, когда поставщики продукции становятся заложниками необходимости работать с сетевыми гигантами, а органы местной власти не имеют реальных, подкрепленных законом, рычагов воздействия на них, по словам участников совещания, уже давно превратились в обычное явление.

Сетевые магазины, пользуясь популярностью у населения, занимают огромный сегмент рынка, что позволяет им диктовать условия реализации производителям и поставщикам. Результатом этого, во-первых, становятся низкие закупочные цены, почти равные себестоимости. Например, средняя закупочная цена десятка куриных яиц, предлагаемая сетевыми магазинами в 2011 г., составила 25 руб., когда его себестоимость равна 22 руб. При этом средняя розничная цена равняется 33,75 руб. Таким образом, наценка составляет 35%. 

Во-вторых, получение разрешения на продажу товаров через торговую сеть предусматривает выплату «входного бонуса», что, как правило, не под силу средним и малым хозяйствам.
В-третьих, пользуясь своим положением и ссылаясь на сложную структуру организации, предприятия сетевой торговли не производят оплату поступившей продукции в срок.

Кроме того, в федеральном законе отсутствует четкость по поводу взимания дополнительной платы за маркетинговые и иные услуги, предоставляемые торговыми сетями. Система «скрытых бонусов» также весьма беспокоит производителей, поскольку заставляет нести дополнительные издержки. На совещании был предложен выход из этой ситуации путем создания типового договора, где четко были бы прописаны все условия сотрудничества поставщиков и торговых предприятий.

Наконец, законом никак не регламентируются штрафные санкции за возврат продукции торговыми сетями, которые достигают порой огромной цифры - 35%. В свою же очередь сети в одностороннем порядке предусматривают взыскания с поставщиков, законность которых можно оспорить только в суде. Очевидно, что предприятиям АПК не выгодно инициировать подобные тяжбы ни в этом, ни в любом другом спорном случае.  

Узел противоречий может распутать только конструктивное законодательное решение, и результатом совещания стало не только практическое выявление слабых мест в законе, но и выработанная система начальных мер, необходимых для преодоления трудностей. Помимо уже указанных, была также высказана необходимость пересмотра методики государственного учета и статистических исследований в торговой области. Было внесено предложение об обязательном предоставлении информации в торговый реестр, а также о пересмотре комплекса антимонопольных мер. Ключевой теперь видится грядущая встреча с руководителями сетевых торговых предприятий, которая должна будет внести конечную ясность в сложившуюся ситуацию и привести к компромиссу сторон. 

Людмила Комаровских

Источник: Lenagro.ORG
Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий