Концепция развития системы сельскохозяйственного консультирования

Концепция разработана по заданию Минсельхоза России ФГУ «Российский центр сельскохозяйственного консультирования» авторским коллективом в составе:

Егоров Ю.Н. (Департамент научно-технологической политики и образования Минсельхоза России); Савенко В.Г., д.э.н., Демишкевич Г.М., к.э.н., Левина Л.В. (ФГУ  «Российский  центр  сельскохозяйственного   консультирования»); Санду И.С., д.э.н. (ГНУ ВНИИЭСХ),   Колотов Л.С., к.с.-х.н. (ФГОУ ДПОС «Российская академия кадрового обеспечения АПК»); Михалев С.Н., к.с.-х.н.,  (ГУ «Кубанский сельскохозяйственный информационно - консультационный центр»), Мамедов М.С., к.в.н. (ГУ Нижегородской области «Инновационно - консультационный центр АПК»); Олонцев А.В. (ГОАУ Ярославской области «Информационно-консультационная служба АПК»); Макаров А.П. (ОГУ «Самара - аграрная российская информационная система»); Дубинин А.В. (ГУ «Центр сельскохозяйственного консультирования Республики Башкортостан»), Дондокова Д.К. (АУ «Информационно-методологический центр сельских территорий Республики Бурятия»)

Одобрена Научно-техническим советом Минсельхоза России (протоком № 54 от 9 декабря 2009 г.),  Научно-техническим советом  ФГУ «Российский центр сельскохозяйственного  консультирования» (протокол № 9 от 30 ноября 2009 г.) и принята общим собранием  Ассоциации консультационных организаций России (протокол № 3  от 8 декабря 2009 г.).

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ........................................................................

4

1. СОСТОЯНИЕ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ.................................

5

2. ГЕНЕРАЛЬНАЯ ЦЕЛЬ,  ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ И ФУНКЦИИ СИСТЕМЫ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО                 КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ, ПРИНЦИПЫ  ЕЁ  ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ.....................................................................

 


10

2.1. Генеральная цель и  задачи системы ...............................

10

2.2. Функции  системы ......................................................

11

2.3. Основные принципы  развития и деятельности   системы       

12 

3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ  И ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО                     КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ.......................................................

 

                          14

3.1. Законодательное  и нормативно-правовое обеспечение              развития  системы............................................................

     14

3.2. Расширение возможности получения консультационной           помощи сельскохозяйственным товаропроизводителям  и сельскому населению........................................................

 

16

3.3. Формирование кадрового потенциала системы сельскохозяйственного консультирования..........................................

     17

3.4. Ресурсное обеспечение системы ....................................

18  

3.5. Совершенствование механизмов трансферта инноваций в сельскохозяйственное производство....................................

    18

3.6. Участие центров сельскохозяйственного консультирования в устойчивом развитии сельских территорий..................

    20

4. МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ КОНЦЕПЦИИ........................

21

5. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОТ РЕАЛИЗАЦИИ            КОНЦЕПЦИИ.....................................................................

 25

 

ВВЕДЕНИЕ

Эффективность  агропромышленного производства и устойчивость развития сельского хозяйства в решающей степени зависят от использования достижений научно-технического прогресса.  В числе  основных направлений государственной поддержки развития сельского хозяйства, решения проблем модернизации отрасли важная роль отводится сельскохозяйственному консультированию.

С момента принятия в 2003 году Концепции развития информационно-консультационной службы АПК России на период до 2010 года  произошли существенные изменения в структуре системы сельскохозяйственного консультирования и  приоритетах ее деятельности, которые требуют определения концептуальных направлений развития на ближне- и среднесрочную перспективу.

Преобладающими в  системе сельскохозяйственного консультирования являются самостоятельные структуры, преимущественно в форме региональных организаций, включающие  районные центры  и/или функционально взаимодействующими с ними, как  муниципальными субъектами. Деятельность организаций сельскохозяйственного консультирования       приобретает более инновационную направленность.

Реализация настоящей концепции позволит развить систему, способную  методами консультационной деятельности, используя механизмы трансферта  инновационной продукции, организуя их консультационное сопровождение, обеспечить повышение эффективности  и устойчивости агропромышленного производства

 

1. СОСТОЯНИЕ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ

Система сельскохозяйственного консультирования - совокупность структурных субъектов, организационно объединенных и/или функционально взаимодействующих, использующих единые формы и методы консультационной деятельности, основу которых составляют центры сельскохозяйственного консультирования на федеральном, региональном и муниципальных уровнях.

Структурными субъектами   системы  являются  юридические лица и структурные подразделения юридических лиц, профессионально   занимающиеся   консультационной  деятельностью.

Система сельскохозяйственного консультирования является подсистемой системы научно-технического обеспечения АПК, она связана с системами:  управления АПК,  информационной, научной и  образовательной.

На момент принятия Концепции система сельскохозяйственного консультирования включает федеральный, региональный и районный уровни.

Федеральный уровень системы сельскохозяйственного консультирования представлен: отделом сельскохозяйственного консультирования и переподготовки  кадров в Департаменте научно-технологической политики и образования Минсельхоза России; ФГУ «Учебно-методический центр сельскохозяйственного консультирования и переподготовки кадров АПК» и учебно-методическими центрами при подведомственных Минсельхозу России образовательных учреждениях.

Особая значимость для координации развития системы сельскохозяйственного консультирования, протекционизма и лоббирования наиболее важных моментов ее функционирования возлагается на Ассоциацию сельскохозяйственных консультационных организаций.  

Основными функциями субъектов системы сельскохозяйственного консультирования федерального уровня  являются:

- определение приоритетных направлений и координация развития системы;

- организация государственной поддержки, формирование единого  нормативно-правового и информационного пространства для субъектов консультационной деятельности;

- организационная и методическая помощь субъектам системы, в том числе формирование информационных ресурсов по инновационным предложениям;

- создание условий для подготовки высококвалифицированных консультантов, организация их переподготовки и повышения квалификации;

- мониторинг развития сельскохозяйственного консультирования, изучение потребности и разработка предложений по расширению видов и объемов консультационных услуг сельскохозяйственным товаропроизводителям и сельскому населению, распространение передового производственного опыта работы с клиентами центров сельскохозяйственного консультирования.

На региональном уровне  системы сельскохозяйственного консультирования представлены структуры, на которые возложены функции региональных центров сельскохозяйственного консультирования субъектов Российской Федерации. Они взаимодействуют с региональными органами управления АПК, зональными и региональными научными и образовательными организациями. Для формирования и развития системы сельскохозяйственного консультирования, координации информационно-консультационной деятельности на региональном уровне могут создаваться координационные советы.

В 2009 году система сельскохозяйственного консультирования регионального уровня представлена 56  региональными организациями различных организационно-правовых форм с преобладанием государственных учреждений.

Региональные центры сельскохозяйственного консультирования осуществляют функции:

- организационно-методическое руководство развитием региональной системы сельскохозяйственного консультирования, в том числе кадровое обеспечение и организация повышения уровня знаний консультантов;

- формирование информационных ресурсов по инновационным предложениям и передовому производственному опыту, представляющих интерес для региона, и обеспечение специалистов районных центров сельскохозяйственного консультирования, сельскохозяйственных товаропроизводителей и сельского населения информационными ресурсами;

- организация объектов информационно-инновационного сопровождения, разработка мероприятий по трансферту инновационных достижений, распространение передового опыта их внедрения;

- мониторинг потребностей региона в инновационной продукции и консультационных услугах, контроль качества и осуществление обратной связи с их пользователями;

- оказание консультационной помощи сельскохозяйственным товаропроизводителям и сельскому населению;

- взаимодействие с федеральными структурами системы сельскохозяйственного консультирования.

Районные центры сельскохозяйственного консультирования осуществляют консультационное обеспечение сельскохозяйственных товаропроизводителей и сельского населения в пределах компетенции системы сельскохозяйственного консультирования, оказывают помощь при внедрении инноваций,  решают иные проблемы сельскохозяйственных товаропроизводителей и  развития сельских территорий.  

Районные центры сельскохозяйственного консультирования функционируют в форме юридических лиц различных организационно-правовых форм и/или структурных подразделений региональных организаций. Мониторинг развития системы сельскохозяйственного консультирования показывает, что районный уровень  представлен не менее чем 465 формированиями, из которых  151 центр (32%) организован в форме муниципальных учреждений (предприятий), 145 (31%)- являются структурными подразделениями региональных формирований, 108 (23%) центров  работают в виде различных некоммерческих и коммерческих структур. В 57 (12%) районных управлениях сельского хозяйства консультационные подразделения  созданы на правах отделов.

В формированиях системы сельскохозяйственного консультирования по данным на 01.01.2009 г. занято  2888 человек.  Из них  1168 (40%) работает в региональных центрах и 1673 (58%) -  в районах.

Источниками финансирования информационно-консультационной деятельности формирований системы сельскохозяйственного консультирования являются бюджеты федерального, региональных и муниципальных уровней, а также внебюджетные источники, формируемые  в основном за счет оказания платных консультационных услуг.

Из множества причин, сдерживающих развитие сельскохозяйственного консультирования, наиболее значимыми являются:

1. Неопределенность правового статуса. Несмотря на признание необходимости развития системы, в том числе определенной важнейшими законодательными документами - Федеральным законом «О развитии сельского хозяйства» и Госпрограммой, сельскохозяйственное консультирование не имеет правового статуса.

2. Проблема кадрового обеспечения. Нехватка квалифицированных консультантов является причиной недостаточной активности развития и расширения влияния системы на эффективность сельскохозяйственного производства. Многие центры не укомплектованы необходимыми специалистами для оказания полного спектра услуг пользователям системы.

3. Недостаточная развитость районного звена. Районные центры сельскохозяйственного консультирования созданы только в четверти районов страны, что не позволяет обеспечить повсеместную доступность сельскохозяйственных товаропроизводителей и сельского населения к консультационным услугам.

4. Состояние материально-технической базы. Как правило, организации сельскохозяйственного консультирования не имеют собственного или в постоянном пользовании помещения. Оборудование ряда ранее созданных районных центров устарело и требует замены, полевые приборы и лабораторное оборудования имеется в единичных организациях. Остаются проблемы обеспечения  транспортными средствами и программными продуктами.

 

2. ГЕНЕРАЛЬНАЯ ЦЕЛЬ, ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ И ФУНКЦИИ СИСТЕМЫ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ, ПРИНЦИПЫ ЕЁ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ

2.1. Генеральная цель и  задачи системы

  Генеральной целью системы сельскохозяйственного консультирования является инновационная модернизация и повышение эффективности агропромышленного производства  на основе освоения достижений научно-технического прогресса и использования знаний об инновационных методах производств, развитие сельских территорий, повышение жизнеобеспечения и качества жизни  путем расширения доступа к консультационным услугам сельскохозяйственных товаропроизводителей и сельского населения, совершенствования форм и методов консультационной деятельности.

Концептуальными задачами системы сельскохозяйственного консультирования  являются:

- повышение уровня знаний, совершенствование практических навыков сельскохозяйственных товаропроизводителей и сельского населения в инновационных технологиях агропромышленного производства методами и формами консультационной деятельности;

- оказание консультационной помощи сельскохозяйственным товаропроизводителям и сельскому населению по различным направлениям, в том числе   в освоении инноваций, передового производственного опыта и прогрессивных методов хозяйствования, доведение консультационных услуг до объемов, обеспечивающих их потребности;

- развитие систем в субъектах Российской Федерации, создание сети районных информационно-консультационных центров для обеспечения повсеместного доступа сельскохозяйственных товаропроизводителей и сельского населения к консультационным услугам;

- формирование кадрового состава субъектов сельскохозяйственного консультирования, организация постоянно действующей системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации консультантов;

- совершенствование форм и методов консультационной деятельности, в том числе взаимодействие с органами управления АПК, научными и образовательными организациями, повышение качества и эффективности консультационных услуг.

  

2.2 Функции системы

Субъекты системы сельскохозяйственного консультирования выполняют следующие  функции.

Консультационная:  оказание консультационной помощи сельскохозяйственным товаропроизводителям и сельскому населению по вопросам модернизации агропромышленного производства, развития сельских территорий и повышения жизнеобеспечения сельского населения.

Информационная: обеспечение сельскохозяйственных товаропроизводителей и сельского населения, иных участников реализации инновационного процесса  информацией о научно-технических достижениях и передовом производственном опыте в сфере агропромышленного производства, развития сельских территорий и повышения жизнеобеспечения сельского населения нормативными, методическими и другими материалами.

Инновационная: трансферт инновационной продукции и передового производственного опыта в производство, оказание консультационной помощи сельскохозяйственным товаропроизводителям в  освоении инноваций.

Образовательная: организация конгрессных и обучающих мероприятий, стажировок для консультантов, руководителей и специалистов сельскохозяйственных организаций, сельского населения; повышение уровня знаний всех участников инновационного процесса в АПК.

 

2.3. Основные принципы развития и деятельности системы

Развитие системы сельскохозяйственного консультирования осуществляется в соответствии с общими принципами, основными из которых являются принципы структурности, иерархичности,  целостности и целевой направленности.

1.Принцип структурности -  все  структурные элементы взаимодействуют и развиваются в рамках единой структурированной системы, имеющей взаимосвязанные и взаимозависимые подсистемы и субъекты.

2. Принцип иерархичности  - система  состоит из подсистем. Подсистемы располагаются на  трех уровнях в связи с трехуровневой системой управления АПК, каждая из них, в свою очередь, располагается и действует как система.

3. Принцип целостности и целевой направленности -  все структуры системы  функционируют  в едином законодательном, нормативно-правовом и методологическом пространстве, используют единые формы и методы  деятельности.

В деятельности организаций системы сельскохозяйственного консультирования и сельских консультантов преобладают принципы:

- всегда действовать в интересах своих клиентов - сельскохозяйственных товаропроизводителей и сельского населения в той мере, в какой она не противоречит общественным интересам, действующему законодательству и развитию системы;

- ориентироваться на инновационную модернизацию агропромышленного производства, перспективу развития сельских территорий, постоянное совершенствование квалификации кадров и методов информационно-консультационной деятельности,  полное удовлетворению потребностей в консультационных услугах сельскохозяйственных товаропроизводителей и сельского населения;

- отношение с клиентами - сельскохозяйственными товаропроизводителями и сельским населением   строить на основе уважения, доверия и при необходимости конфиденциальности, с органами управления АПК, научными и образовательными организациями - независимости принятия инновационных решений, партнерства и взаимоуважения. 

 3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ  И ФУНКЦИОНИРО-ВАНИЯ СИСТЕМЫ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ

  

Концептуальными направлениями развития и функционирования системы сельскохозяйственного консультирования на ближне- и среднесрочную перспективу являются:

- формирование законодательного и нормативно-правового поля для обеспечения развития и совершенствования деятельности организаций системы;

- расширение территориальной сети системы до повсеместного обеспечения возможности получения консультационных услуг;

- создание кадрового потенциала за счет подготовки, переподготовки, повышения квалификации и стажировки консультантов;

- укрепление материально-технической базы и ресурсное обеспечение формирований системы;

- совершенствование механизмов трансферта инноваций и распространение передового производственного опыта в сельскохозяйственное производство, в том числе развитие выставочно-демонстрационной деятельности;

- расширение участия субъектов  системы  в устойчивом развитии сельских территорий.

  

3.1. Законодательное  и нормативно-правовое обеспечение  развития  системы

  

Развитие и деятельность системы сельскохозяйственного консультирования регламентируется Конституцией и законами Российской Федерации, указами и распоряжениями  Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, приказами и указаниями Министерства сельского хозяйства Российской Федерации, нормативно-правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Концепция предполагает совершенствование нормативной документации по планированию, нормированию и учету консультационных услуг, разработку актов, регламентирующих информационно-консультационную деятельность. Прежде всего:

- разработку и периодическое обновление нормативов трудоемкости выполнения работ и оказания информационно-консультационных услуг. На уровне Минсельхоза России утверждаются примерные нормативы и типовые регламенты, являющиеся основой для нормирования, планирования консультационной деятельности и учета выполненных работ и услуг. Региональные центры сельскохозяйственного консультирования разрабатывают и утверждают уполномоченными органами региональные нормативы работ и информационно-консультационных услуг;

- административные регламенты, устанавливающие административные процедуры, стандарты и порядок, сроки и последовательность действий предоставления консультационных услуг;

- административный регламент трансферта инноваций, устанавливающий порядок хранения и передачи документированной информации об инновациях для реализации их в процессе сельскохозяйственного производства и развития сельских территорий.

  3.2. Расширение возможности получения консультационной помощи сельскохозяйственным товаропроизводителям и сельскому населению

Расширение возможности повсеместного получения консультационной помощи сельскохозяйственным товаропроизводителям и сельскому населению в среднесрочной перспективе будет происходить путем создания региональных организаций в субъектах Российской Федерации,  не охваченных консультационной деятельностью и/или не имеющих юридически самостоятельных  региональных центров, увеличения количества районных центров и развития существующих, комплектования центров сельскохозяйственного консультирования квалифицированными консультантами и повышения объемов оказываемых консультационных услуг.

В период до 2015 года планируется организовать сельскохозяйственное консультирование не менее чем в 76 субъектах Российской Федерации, и не менее чем в 50 % сельских районов.

3.3. Формирование кадрового потенциала системы

Развитие системы сельскохозяйственного консультирования предполагает значительное увеличение количества консультантов и системное повышение их квалификационного  уровня.

Для обеспечения повсеместного доступа сельскохозяйственных товаропроизводителей и сельского населения к консультационным услугам необходимо иметь не менее 7000 профессиональных  консультантов.

Из мероприятий, способствующих кадровому обеспечению системы, прежде всего, необходимо осуществить:

- разработку программы кадрового обеспечения системы;

- обеспечение государственной поддержки системы кадрового обеспечения (подготовку, профессиональную переподготовку, повышение квалификации и стажировку кадров осуществлять за счет федерального бюджета);

- совершенствование форм и методов подготовки консультантов, в том числе возможности их стажировок в лучших отечественных и зарубежных консультационных организациях;

- организацию системы контроля профессионализма консультантов, разработку положения о статусе, квалификации сельского консультанта;

- организацию  ведения базы данных ведущих консультантов системы.

3.4. Ресурсное обеспечение системы

Для организации деятельности субъектов системы и обеспечения повсеместного доступа сельскохозяйственных товаропроизводителей и сельского населения к консультационным услугам требуется создание достаточной для выполнения функциональных обязанностей материально-технической базы и соответствующего ресурсного обеспечения.

Ресурсное обеспечение субъектов системы предусматривает:

- приобретение, аренду, строительство или реконструкцию существующих офисных помещений для обеспечения консультантов рабочими местами, комнатами для приема клиентов и проведения групповых мероприятий;

- оснащение информационно-консультационных центров современным компьютерным, типографским, множительным и презентационным оборудованием, обеспечение программными продуктами, портативными полевыми приборами, лабораторным оборудованием и транспортными средствами.

  

3.5. Совершенствование механизмов трансферта инноваций в сельскохозяйственное производство

Регламент осуществления функций по трансферту инноваций предполагает: выявление потребностей сельскохозяйственных товаропроизводителей в научно-технических разработках, формирование баз данных инноваций и их распространение в сфере АПК.

Потребность в научно-технических разработках  определяется путем анализа состояния научно-технических достижений, а также  опроса и анкетирования сельскохозяйственных товаропроизводителей и сельского населения. Аналитическая обработка анкет осуществляется в  ФГУ «Учебно-методический центр сельскохозяйственного консультирования и переподготовки кадров АПК». По результатам мониторинга аналитический доклад представляется в Минсельхоз России ежегодно до 1 сентября.

Базы данных (далее БД) инновационной продукции  создаются на основе научно-технических разработок научных организаций России и/или иными носителями инноваций. БД инноваций, рекомендованных Минсельхозом России к освоению, формирует  ФГУ «Учебно-методический центр сельскохозяйственного консультирования и переподготовки кадров АПК». БД инноваций, имеющих региональное значение, формируются в региональных центрах сельскохозяйственного консультирования.

Доведение инновационных ресурсов по вопросам инновационного обеспечения сельскохозяйственного производства и развития сельских территорий до субъектов сельскохозяйственного консультирования осуществляется предоставлением информации посредством Интернет и других электронных средств доставки, распространением методической и рекомендательной литературы, организацией конгрессных и выставочно-демонстрационных мероприятий, обучением и повышением квалификации консультантов и специалистов сельскохозяйственных организаций.

Первоочередной стратегической задачей является включение субъектов сельскохозяйственного консультирования в процесс формирования заказов на научно-техническую продукцию, что предполагает выявление потребностей сельскохозяйственного производства в решении их проблем инновационными методами.

Предполагается развитие института отраслевых центров системы сельскохозяйственного консультирования при ведущих, зональных и региональных научных учреждениях.

  

  3.6. Участие центров сельскохозяйственного консультирования в устойчивом развитии сельских территорий

  Предусматривается усиление деятельности системы сельскохозяйственного консультирования в решении проблем устойчивого развития сельских территорий, в том числе  участие консультантов  в разработке и реализации программ устойчивого развития сельских территорий и поддержки личных подворий; подготовке экологических программ; оказании помощи в развитии альтернативной занятости сельского населения. Основные задачи  этого направления:

-  информирование сельского населения о социальных и  экологических проектах, проводимых социально-экономических преобразованиях;

- участие в разработке и реализации программ и мероприятий по устойчивому развитию сельских территорий;

- содействие сельскому населению в организации малого предпринимательства, оказание помощи в организации производственных и потребительских кооперативов;

- информирование об опыте развития альтернативных видов занятости сельского населения, проведение маркетинговых исследований, обучающих и конгрессных мероприятий. 

  

4. МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ КОНЦЕПЦИИ

Механизм реализации настоящей концепции состоит из правового, организационно-экономического, финансового, технико-технологического, маркетингового и мотивационного блоков.

Концептуальные положения реализуются программно-целевым методом. Инструментом реализации являются планы мероприятий, принимаемые на среднесрочный период в рамках раздела  «Оказание консультационной помощи сельскохозяйственным товаропроизводителям и переподготовка специалистов для сельского хозяйства» Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы.

Правовой механизм. Формирование законодательной и нормативно-методической базы, включающей принятие Федерального закона «О сельскохозяйственном консультировании», утверждение «Положения о системе сельскохозяйственного консультирования», а также ряда ведомственных документов Минсельхоза России, обеспечивающих функционирование системы, регламентирующих ее деятельность и определяющих взаимоотношения субъектов системы в сфере АПК.

Организационно-экономический механизм. Минсельхоз России (Департамент научно-технологической политики и образования) является координатором раздела «Оказание консультационной помощи сельскохозяйственным товаропроизводителям и переподготовка специалистов для сельского хозяйства» Госпрограммы.  Департамент обеспечивает согласованные действия всех уровней управления и исполнителей, участвующих в его реализации.

Механизм реализации концепции на данном этапе базируется на принципах осуществления эффективной государственной поддержки системы сельскохозяйственного консультирования.

Принципиально важным является разработка и принятие Федеральной целевой программы, а также региональных программ развития сельскохозяйственного консультирования. Это позволит обеспечить концентрацию материальных, информационных и кадровых ресурсов, минимизацию затрат, связанных с формированием единой государственной системы сельскохозяйственного консультирования.

Неотъемлемым элементом организационного механизма реализации концепции должен быть социально-экономический мониторинг развития системы, а также удовлетворенности сельскохозяйственных товаропроизводителей и сельского населения в оказанных консультационных услугах. Мониторинг обеспечивает постоянную обратную связь: клиенты системы- субъекты информационно-консультационной деятельности.

Финансовый механизм. Финансирование компонентов системы  сельскохозяйственного консультирования осуществляется из различных источников, в том числе из бюджета Российской Федерации, бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, а также за счёт средств, полученных от оказания платных консультационных услуг,  от предпринимательской и иной, приносящей доход деятельности, предусмотренной их учредительными документами, поступлений из общественных, профессиональных и благотворительных фондов и иных средств финансовой поддержки общественно значимой сельской консультационной деятельности  в субъекте Российской Федерации.

Необходимо обеспечение условий по привлечению инвестиций в развитие сельскохозяйственного консультирования, совершенствование механизма формирования и использования внебюджетных источников, включая создание внебюджетных фондов развития.

Технико-технологический механизм. Комплектование субъектов  системы сельскохозяйственного консультирования современными техническими средствами, позволяющими ей интегрироваться в единую государственную информационную систему с целью создания соответствующих условий для осуществления эффективной информационно-консультационной деятельности. Первичным звеном технологического механизма будут интегрированные базы данных  инновационной продукции.  Для  удовлетворения всех участников инновационного процесса в  своевременной актуальной информации также  необходимо:

- освоение  единого  механизма формирования  информационных ресурсов,  хранения и поиска информации с определением  системы авторизации доступа;

- создание  веб-порталов  или веб-страниц всеми субъектами системы;

- автоматизация  документооборота  в системе.

Маркетинговый механизм  предусматривает  изучение и формирование рынка консультационных услуг, в том числе:

- совершенствование  методов  продвижения консультационных услуг;

- определение спроса и  платежеспособности потенциальных пользователей консультационных услуг;

- изучение   проблем и изменений внешней среды для разработки новых перспективных видов  услуг.

Концептуальным положением ценовой политики в консультационной деятельности предусматривается:

- общественно-значимые консультационные услуги должны оказываться для клиентов бесплатно и  компенсироваться за счет государственных или муниципальных бюджетов;

- все остальные услуги оплачиваются клиентами - сельскохозяйственными товаропроизводителями и сельским населением.

Мотивационный механизм  предусматривает совершенствование нормирования и форм оплаты труда, разработку критериев премирования и иных поощрительных мер, направленных на улучшение качества консультационных услуг, предоставление  социальных льгот и использование других возможностей, способствующих формированию высокопрофессионального кадрового потенциала системы сельскохозяйственного консультирования.  

5. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОТ РЕАЛИЗАЦИИ  

Из комплекса мер государственного воздействия на аграрный сектор сельскохозяйственное консультирование является действенным и наиболее  экономичным средством, направленным на увеличение производства сельскохозяйственной продукции, повышение ее качества и конкурентоспособности, формирование оптимальной среды обитания в сельской местности. Реализация основных положений настоящей концепции позволит получить эффект в организационно-экономическом, социальном, технологическом и экологическом аспектах:

- развить  эффективную систему сельскохозяйственного консультирования, являющуюся одним из наиболее действенных механизмов реализации государственной агропродовольственной политики;

- повысить эффективность и устойчивость сельского хозяйства за счет инновационной модернизации сельскохозяйственного производства;

- увеличить степень освоения систем земледелия и животноводства,  повысить урожайность сельскохозяйственных культур, продуктивность скота и птицы, выход продукции на единицу сырья;

- ускорить внедрение ресурсосберегающих технологий производства, хранения, переработки и реализации продукции, сохранения и улучшения генетического потенциала сельскохозяйственных растений и животных;

- обеспечить рост доходов сельского населения от сельскохозяйственной деятельности и развития альтернативных видов занятости;

- оптимизировать уровень использования природных ресурсов, внедрить экологически чистые технологии производства продукции, способствовать восстановлению плодородия почвы.