Большой потенциал малой биогазовой энергетики
В предыдущих материалах AEnergy.ru рассказал о предпосылках развития биогазовой энергетики в России, обусловленных кризисным состоянием топливно-энергетического комплекса. Вместе с тем, биогазовые технологии экономически оправданы не только как источник энергии, но как фактор интенсивного развития сельского хозяйства РФ, а также как способ решения проблемы отходов АПК.
Потенциал велик
Агропромышленный комплекс России сегодня сталкивается с проблемой утилизации огромного количества отходов - чаще всего они просто вывозятся с территорий ферм и складируются. Это приводит к проблемам окисления почв, отчуждению сельскохозяйственных земель (более 2 млн. га сельскохозяйственных земель заняты под хранение навоза), загрязнению грунтовых вод и выбросам в атмосферу метана - парникового газа. Если на государственном уровне ставится задача интенсивного развития сельского хозяйства, с высоким уровнем эффективности и глубины переработки, эту проблему необходимо решать.
Отходы АПК, которые необходимо утилизировать, сами по себе являются существенным энергетическим ресурсом, так как с разной степенью эффективности возможно получение биогаза почти из всех видов сельскохозяйственных отходов. Таким образом, развитие биогазовой энергетики это не только возможное решение проблемы отходов, но и ещё решение энергетических проблем сельского хозяйства.
А эти проблемы существуют: большая часть регионов с развитым сельским хозяйством, а, соответственно и с высокой концентрацией ресурсов для производства биогаза (Белгородская область, Краснодарский край, Алтайский край и другие), являются энергодефицитными и энергоснабжение сельхозпроизводителей здесь осуществляется по остаточному принципу. Во всех сельскохозяйственных регионах существует проблема крайне низкой степени доступности объектов энергетической инфраструктуры, в частности только 37% крупных и средних сельхозпроизводителей имеют доступ к сетевому газу.
В количественном выражении, суммарный энергетический потенциал отходов АПК РФ достигает 81 млн. тут. Если весь биогаз будет перерабатываться на когенерационных установках, это позволит на 23% обеспечить суммарные потребности экономики в электроэнергии, на 15% в тепловой энергии и на 14% в природном газе или же полностью обеспечить сельские районы доступом к природному газу и тепловой мощности.
Помимо сказанного выше, биогазовая энергетика - это ещё и источник дешевых комплексных органических удобрений, которые образуются как субпродукт при производстве биогаза. Например, ежедневный органический потенциал переработки навоза единицы КРС составляет 0,25 кг азота, 0,13 кг оксида фосфора, 0,3 кг оксида калия и 0,25 оксида кальция и сравним с килограммом комплексных удобрений. В целом для сельского хозяйства такие дешёвые и доступные удобрения - это интенсификация производства и повышение конкурентоспособности отечественной продукции. Для фермера - независимость от конъюнктуры закупочных цен на рынке минеральных удобрений и бóльшие урожаи.
От бизнес-проекта к новому сельскому укладу
При комплексном использовании биогазовых установок, вопрос рентабельности не возникает - станция окупает себя за 2-3 года. Однако существует проблема финансирования таких проектов - ни фермер, ни сельскохозяйственный кооператив не в состоянии предоставить обеспечение по столь масштабным кредитам. В таких условиях целесообразно создание сельскохозяйственных кластеров на основе крупнейших и наиболее платёжеспособных компаний отрасли и государственное субсидирование процентных ставок.
Такие кластеры являются не только эффективными бизнес-проектами, но и должны стать неотъемлемым элементом государственной политики в отношении села. Ведь как показал китайский опыт развития биогазовой энергетики, подобные технологии могут стать не только источником инноваций, но и методом повышения уровня жизни в сельских районах.
Опыт Китая
Китай на сегодняшний день является мировым лидером по внедрению технологии производства биогаза в сельских районах. Более 31 млн китайских семей уже установили биогазовые установки в своих домах, и эта цифра продолжает стремительно расти, увеличиваясь ежегодно на несколько миллионов. Суммарный выпуск биогаза составляет 10,2 млрд. м³/год (эквивалентно 13,5 мл. т.у.т.), что ставит КНР на уверенное первое место в мире по этому показателю.
Начиная с 2003 г., в стране действует семилетняя "Национальная программа развития сельской биогазовой энергетики" - масштабный проект, призванный увеличить число семей использующих биогаз до 40 млн. Таким образом уже через полгода 30% крестьянских хозяйств будут использовать биогазовые технологии для минимизации своих затрат на тепло, электроэнергию и удобрения. Кроме этого к 2010 г. будет построено 4000 крупных биогазовых станций, функционирующих на основе отходов животноводческих ферм, а доля сельхозпредприятий, использующих биогазовые технологии, вырастет до 52%.
Но этот проект далеко не единственный - развитие биогазовой энергетики обозначено национальным приоритетом в таких законодательных актах, как "Одиннадцатый пятилетний план социально-экономического развития страны", в Среднесрочной и Долгосрочной программах развития возобновляемой энергетики, Плане развития сельскохозяйственной биоэнергетики.
Обозначим основополагающие принципы китайской политики развития биогазовой энергетики, заложенные в вышеперечисленных документах:
1. Рассмотрение биогазовой программы в более широком контексте, чем просто энергетический
Она направлена в первую очередь на реформирование традиционного уклада, создание дополнительной инфраструктуры и сглаживание диспропорций в уровне социально-экономического развития между селом и городом. Биогазовая программа - своего рода "зеленая революция" по-китайски. Например, овощи, выращенные без использования химических удобрений (которые заменяются отходами от производства биогаза), стоят в среднем на 30% дороже, как экологически чистые.
2. Комплексный подход к решению проблемы (вертикально и горизонтально диверсифицированная система управления)
Из приведенной схемы очевидно следует, что Министерство сельского хозяйства КНР, которое реализует программу, комплексно подошло к решению поставленных задач - наряду с непосредственным сооружением объектов, проводится масштабная работа по подготовке кадров и проведению НИОКР, на которые китайский бюджет тратит более 100 млн. долл. ежегодно. Система поддержки направлена на проекты разных масштабов - от небольших бытовых установок до крупных комплексов на предприятиях пищевой промышленности.
3. Амбициозные задачи
Китайские власти всерьез рассчитывают на биогаз как на существенный источник электроэнергии для сельских районов. Так, если к окончанию семилетнего плана суммарная мощность установок когенерации составит 5,5 ГВт, то к 2030 г. она должна увеличиться до 30 ГВт, то есть в 6 раз, что позволит полностью обеспечить деревенских жителей электроэнергией и теплом собственного производства. Ожидания китайских властей подкрепляются постоянно растущими инвестициями в отрасль.
4. Инвестиции и технологическая поддержка со стороны международных институтов
КНР активно участвует в международных программах помощи развивающимся странам, учрежденных такими организациями как ООН, Мировой Банк, Глобальная программа защиты окружающей среды (GEF), Азиатский банк развития.
Одной из таких программ является GreenVillage Credit program, учрежденная ЮНКТАД. Она предполагает выдачу льготных займов до 1500 долл. фермерам на модернизацию энергетической инфраструктуры - внедрению биогазовых установок и солнечных коллекторов. Срок действия кредитов составляет 18 месяцев, поручителями выступают из 5 до 8 соседних хозяйств и частично банк-партнер. По этой программе уже были сооружены 600 биогазовых установок.
Кроме этого, действует программа Мирового Банка New Countryside and Eco-household Program суммарной стоимостью более 120 млн. долл. и совместный проект Азиатского банка развития, Министерства финансов КНР и Глобальной программы защиты окружающей среды суммарной стоимостью 33 млн. долл.
5. Государственное субсидирование покупки оборудования
Китайское правительство предоставляет единовременные гранты в размере 1500 юаней (чуть меньше 250 долл.) на покупку и монтаж отечественного биогазового оборудования, что составляет чуть меньше половины полной стоимости установки. Таким образом, срок окупаемости такого проекта для фермера составляет всего 2 года.
Уроки для России
Согласно планам Правительства РФ, установленная мощность электрогенерирующих установок на биогазе и биомассе к 2020 г. должна вырасти в 5,5 раз по отношению к сегодняшним показателям - до 7850 МВт. Однако существенных шагов пока не предпринято: участие биогазовой энергетики в программе надбавок к цене оптового рынка затруднено в силу технологических причин - обычно электроэнергия и тепло установок когенерации используется для собственных нужд и не продается в сеть, а реальных альтернатив этой системе поддержки не предложено.
Впечатляющие успехи китайской биогазовой программы подтверждают эффективность принятого комплекса мер поддержки в КНР. Основные его критерии обозначены выше, однако, попробуем понять, какие методы и принципы этой системы могут позаимствовать страны СНГ с развивающимся рынком биогаза, в частности Россия.
Во-первых, очевидно, что биогазовую программу РФ должно курировать либо Министерство сельского хозяйства, либо Министерство регионального развития. Китайский опыт показал, что развитие биогазовой промышленности - не только важный энергетический проект, но и способ реформирования сельского хозяйства и развития сельской инфраструктуры, что не является профильным направлением Министерства энергетики.
Во-вторых, необходима гибкая и масштабная система поддержки, в том числе географически диверсифицированная - возможно даже составление нескольких различных программ для южных сельскохозяйственных регионов Центрального, Центрально-Черноземного, Поволжского и Северо-Кавказского экономических районов; регионов, где перспективно использование древесных пеллет - Волго-Вятского, Северного и Северо-Западного экономических районов; биогазовой программы для частного строительства и очистных сооружений.
В-третьих, существует возможность участвовать в проектах ООН, Мирового Банка, ЕБРР, Глобальной программы защиты окружающей среды, как способ дополнительного привлечения иностранных инвестиций и технологического трансферта.
Наконец, в-четвертых, необходимо создание эффективных финансовых стимулов - льготных процентов по кредитам, единовременных грантов, налоговых послаблений, в рамках законодательства РФ.
Так или иначе, если Правительство собирается достигать установленных целевых показателей, проблемой биогазовой энергетики следует всерьез заниматься на федеральном уровне, как сейчас происходит с программой развития возобновляемых источников энергии. Для всех очевидно, что проблему технологического отставания России необходимо решать, так почему бы не начать с внедрения биогазовой программы?
Чуриков А., ООО «AEnergy»