Новости

« Назад
Реально ли помочь фермерам наладить сбыт через крупные торговые сети? 24.10.2016 10:56

В условиях концепции импортозамещения обеспечение прямых поставок продукции становится первостепенной задачей. Основным препятствием этому является обеспечение качества и стабильности поставок, что для фермерских хозяйств весьма проблематично.

Рыночные механизмы и современные реалии

Основной претензией, предъявляемой к крупным торговым сетям, является их медленная работа по замещению зарубежной продукции на отечественную. Сразу же после введения продуктового эмбарго с рядом стран, у ритейлеров возник дефицит по отдельным видам продукции, который достаточно проблематично устранялся. Конечно, определённую роль в этом сыграла инертность их закупочных механизмов, ориентация на зарубежных поставщиков и стремление поддержать имидж за счёт брендовой продукции. Однако если учесть масштаб деятельности торговых сетей, становится понятно, что работа с поставщиками малых партий крайне невыгодна, в том числе и потребителю.

Организация закупок напрямую у мелких и средних производителей сопряжена, прежде всего, с необходимостью увеличения числа поставщиков для удовлетворения спроса, усилением контроля качества, а также расширением номенклатуры однотипной продукции. Всё это приводит к увеличению издержек ритейлера, которые неизбежно сказываются и на отпускной цене.

Крупным сетевикам более выгодно закупать продукцию у одного серьёзного поставщика, чем собирать необходимый объём по двум десяткам небольших фермерских хозяйств. Если же рассматривать непосредственно самих сельхозпроизводителей, то многие их них попросту не готовы к выполнению жёстких закупочных требований. Это связано с тем, что урожайность в России напрямую зависит от погодно-климатических условий и не отличается стабильностью.

Несмотря на все заверения, уровень развития сельского хозяйства крайне низок, что обусловлено изношенностью основных фондов, крайней степенью устаревания материально-технической базы, отсутствием системной работы по восстановлению мелиоративных сетей и внесению минеральных удобрений. В таких условиях объёмы собранного урожая могут существенно отличаться год от года, что не позволяет заключать долгосрочные контракты и тем самым обеспечивать стабильность цен.

Принципы перестройки рыночных механизмов и их целесообразность

Стремление фермеров выйти непосредственно на прилавки крупных торговых сетей вполне оправдано с точки зрения стремления получить максимальную прибыль. Но сами же сельхозпроизводители прекрасно осознают, что работать по установленным в сетях правилам они не смогут. Именно поэтому в качестве промежуточного звена выступают различного рода посредники, которые берут на себя роль закупочного центра, аккумулирующего необходимый объём продукции для поставок ритейлерам. Стоимость их услуг достаточно высока, а закупочные цены крайне невыгодны для производителей.

Это мнение озвучивается на многочисленных совещаниях, по результатам которых очевидным решением вышеописанной проблемы является создание системы кооперации на основе профильных департаментов. По мнению губернатора Смоленской области Алексея Островского, решением проблемы также может стать системная организация работы с агрокластерами и распределительными центрами крупных торговых сетей, налаженная с участием местных властей, что позволит активно резервировать определённые объёмы для закупки непосредственно у производителей.

Фактически предложенная схема представляет собой результат передачи функции рыночного посредника государственному аппарату в лице муниципальных чиновников. Эффективность таких мер вызывает объективные опасения, поскольку дополнительное государственное регулирование усложняет процесс взаимодействия и делает его более инертным. Так, по мнению спикера Государственного совета Республики Татарстан Фарида Мухаметшина, озвученному в ходе проведения ежегодной сельскохозяйственной ярмарки, регулировать ценообразование на государственном уровне крайне сложно, и все принимаемые меры сводятся к установлению максимального предела среднерыночной стоимости. Виду этого и возникают вопросы к формированию новой структуры, ведь основной задачей для неё ставится именно стабилизация цен, особенно закупочных, но учитывая особенности реального положения дел новый регулятор будет вынужден работать по установленным рыночным правилам.

В действительности для того, чтобы помочь фермерам выйти со своей продукцией непосредственно на прилавок, необходимо не перестраивать сложившиеся механизмы, а адаптировать под новые экономические реалии уже существующие. В рамках этого направления разумно было бы наладить беспрепятственное взаимодействие торговых сетей с крупными агрокластерами, способными отвечать высоким требованиям, сформировать новую форму союзов потребкооперации, позволяющую мелким производителям объединяться и выступать в качестве укрупнённого рыночного игрока, а также развивать альтернативные формы торговли в виде специализированных сельскохозяйственных рынков и ярмарок.

В качестве преимущества последних первый заместитель министра сельского хозяйства и продовольствия Республики Татарстан Николай Титов отметил снижение розничной цены, по сравнению с сетями на 20-30%. Поводом для оптимистичного настроя послужил и тот факт, что объём реализованной продукции на подобных площадках за несколько дней исчисляется сотнями миллионов рублей, и это всего лишь показатель одной из ярмарок.

В качестве дополнительной меры поддержки чиновники предлагают допускать фермерские хозяйства к процедуре государственных закупок на льготных условиях. По словам заместителя председателя комитета Совета Федерации по аграрным вопросам Ирины Гехт, принятие таких мер позволит обеспечить сельхозпроизводителям дополнительный рынок сбыта, минуя посредников, а также приведёт к естественному снижению закупочных цен и обеспечению муниципальных учреждений дешёвой и качественной продукцией. Более того, предлагается внести поправки в действующий законопроект, позволяющие таким учреждениям производить закупки у одного поставщика (участника торгов) на сумму до 400 тысяч рублей.

Стремление же всех без исключения производителей реализовывать свою продукцию в крупных торговых сетях приводит к падению закупочных цен, навязыванию дополнительных условий и формированию рыночных монополистов.

Отвечая на вопрос, сформулированный в начале статьи, можно сказать следующее: сбыт через крупные торговые сети не должен рассматриваться как единственно возможное решение. Безусловно, для крупных производителей при должном уровне государственной поддержки это оптимальное решение, для более мелких необходимо развивать альтернативные формы торговли, которые позволят получить определённые рычаги воздействия и на ритейлеров в вопросе ценообразования.

Источник: agropages.ru

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий