92. Разработка методики проведения мониторинга развития сельских территорий на муниципальном уровне

92. Разработка методики проведения мониторинга развития сельских территорий на муниципальном уровне //Отчет о НИР за 2013 г (ФГБОУ ВПО «Иркутская ГСХА»)

Отмечается, что система мониторинга развития сельских территорий на муниципальном уровне может разрабатываться поэтапно. Сначала следует произвести инвентаризацию возможностей по мониторингу, имеющихся у органов государственной власти, местного самоуправления, отраслевых министерств, органов государственной статистики и других организаций (институтов, различных негосударственных организаций). Этот подход  способствует установлению дополнительных источников информации и преодоления недостатка ресурсов и необходимых навыков.

Для улучшения осуществляемых на муниципальном уровне схем мониторинга развития сельских территорий могут рекомендоваться следующие подходы.

1. Установление и развитие партнёрских отношений с организациями, занимающимися сбором и анализом данных (исследовательскими  институтами, компаниями, занимающиеся опросами общественного мнения, консалтинговыми фирмами и др.) с целью обучения навыкам мониторинга и оценки. Основными формами сотрудничества данных организаций может являться заключение контрактов на проведение обследований, предоставление грантов для разработки систем мониторинга и подготовки специалистов, осуществление совместных исследований.

2. Вбирание российского и международного опыта мониторинга и оценки путём проведения обучающих семинаров с участием специалистов и представителей администраций муниципальных образований. Обмен опытом на данных семинарах способствует развитию сотрудничества между научными работниками и государственными служащими, ответственными за проведение мониторинга и оценки.

Неплохо будет, если реализуемые на федеральном, региональном и местном уровнях процедуры мониторинга устойчивого развития сельских территорий дополняли друг друга. Поскольку органам местного самоуправления и населению особенно важна оценка эффективности стратегий, проводимых на муниципальном уровне. Государственные организации отвечают преимущественно за сбор и анализ данных на федеральном и региональном уровнях, в то время как местные структуры могут оценивать некоторые подмножества региональных данных, а также собирать и анализировать информацию, предназначенную для оценки влияния на основные показатели результативности местной политики и программ.

Мониторинг развития сельских территорий не должны осуществляться в отрыве от реализуемой политики. Необходимо, чтобы они были тесно связаны с механизмами принятия решений, обеспечивая, таким образом, обратную связь для органов управления муниципального образования, разработчиков программ и гражданского общества.

Полученные в ходе мониторинга сельских территорий результаты должны найти широкое применение. Для этого важно довести их до всех заинтересованных сторон. Так как системы мониторинга и оценки, направленные на предоставление результатов ограниченному кругу пользователей (например, отраслевому министерству), рискуют быть использованы частично и потерять политическую и финансовую поддержку. Считаем, что бесполезно тратить время и ресурсы на сбор данных и индикаторов, если эти данные не используются в полной мере.

Так, средства массовой информации можно оповещать при помощи пресс-релизов. В дальнейшем СМИ могут осуществлять информирование населения об основных тенденциях в развитии сельских территорий на муниципальном уровне. Распространение результатов среди общественных организаций может осуществляться с помощью семинаров, симпозиумов и круглых столов. Использование интернет-технологий для распространения информации увеличивает её доступность для всех заинтересованных лиц.

Помимо основных результатов общественность должна получить доступ к базам данных и подробным описаниям методики анализа. Открытый доступ повышает прозрачность полученных результатов и способствует их принятию в обществе. Доступность информации также дает возможность заинтересованным организациям провести независимый анализ и повышает спрос на данные, способствуя, таким образом, созданию постоянно действующей системы мониторинга и оценки.

Механизм мониторинга развития сельских территорий на муниципальном уровне должен стать мощным инструментом, устремленным на обеспечение эффективности управления сельскими территориями. Хорошо разработанная система управления, содержащая в себе элементы мониторинга, позволяет:

- добиться достижения поставленных целей;

- сопоставлять между собой различные компоненты системы развития сельских территорий;

- выявлять проблемы или слабые места в управлении и функционировании системы;

- планировать будущие мероприятия.

Материал подготовлен Шиловой Е.П.