35. АНАЛИЗ ПРИНЯТЫХ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ РОССИИ ПО ДОСТУПУ НА РЫНОК ОСНОВНЫХ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ТОВАРОВ В РАМКАХ ПРИСОЕДИНЕНИЯ К ВТО И МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО МЕРАМ, НЕОБХОДИМЫМ ДЛЯ АДАПТАЦИИ ОТЕЧЕСТВЕ
35. АНАЛИЗ ПРИНЯТЫХ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ РОССИИ ПО ДОСТУПУ НА РЫНОК ОСНОВНЫХ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ТОВАРОВ В РАМКАХ ПРИСОЕДИНЕНИЯ К ВТО И МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО МЕРАМ, НЕОБХОДИМЫМ ДЛЯ АДАПТАЦИИ ОТЕЧЕСТВЕННОГО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА К УСЛОВИЯМ ЧЛЕНСТВА В ВТО //Отчет о НИР за 2013 г. (ФГБОУ ВПО Вятская ГСХА)
Объект исследования - рынки основных сельскохозяйственных товаров Российской Федерации.
Цель работы - анализ принятых обязательств России по доступу на рынок основных сельскохозяйственных товаров в рамках присоединения к ВТО и разработка методических рекомендаций по мерам, необходимым для адаптации отечественного сельского хозяйства к условиям членства в ВТО.
В ходе исследования проведен анализ обязательств, принятых Российской Федерацией в рамках присоединения к Всемирной торговой организации, по доступу на рынок основных сельскохозяйственных товаров. Оценены возможные потери России от членства в ВТО при негативных сценариях развития ситуации. Систематизированы основные риски в сельском хозяйстве и проведена их оценка. К наиболее существенным рискам можно отнести:
ü макроэкономический - ухудшение внешней и внутренней конъюнктуры: снижение цен на товары российского экспорта, снижение темпов роста экономики и инвестиционной активности;
ü международные торгово-политические риски - изменение условий международной торговли сельскохозяйственной продукцией. Ограничение государственной поддержки отрасли;
ü законодательные риски - несовершенство законодательства по регулированию сельскохозяйственной деятельности;
ü природно-климатические риски - вариативность погодных условий в большинстве регионов Российской Федерации;
ü социальные риски - непривлекательность сельскохозяйственного труда и жизни в сельской местности.
Риски, связанные с вступлением в ВТО, можно существенно снизить, развернув инновационные проекты, обозначенные в разделе 2. Государственная поддержка инновационных проектов, несомненно, ускорит адаптацию сельскохозяйственных предприятий к условиям вступления в ВТО.
Проведен анализ содержания государственной поддержки сельского хозяйства по классификации ВТО:
ü Меры «желтой корзины» - меры, оказывающие искажающее влияние на торговлю, размер поддержки ограничен.
ü Меры «зеленой корзины»- меры поддержки, которые не оказывают искажающего влияния на торговлю и производство, размер поддержки не ограничен.
ü Меры «голубой корзины».
ü Правила de minimis.
В ходе исследования выявлено, что Кировская область по классификации ВТО относится к регионам с "неблагоприятными условиями ведения сельского хозяйства", а в рамках ВТО разрешается осуществлять повышенное финансирование АПК таких регионов.
Определены возможные приоритетные направления государственной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей в рамках «зеленой корзины»:
ü информационно-консультационное обслуживание;
ü финансовое участие правительства в программах страхования и обеспечения доходов;
ü содействие структурной перестройке сельскохозяйственного производства посредством стимулирования инвестиций;
ü компенсация ущерба от стихийных бедствий;
ü научные исследования;
ü ветеринарные и фитосанитарные мероприятия;
ü подготовка кадров.
Материал подготовлен Шиловой Е.П.