28. Адаптация сельского хозяйства России к условиям ВТО

28. Адаптация сельского хозяйства России к условиям ВТО //Отчет о НИР за 2013 г. (ФГБОУ ВПО Волгоградский ГАУ)

Цель исследования – Разработка направлений адаптации сельского хозяйства России к условиям ВТО, направленная на повышение конкурентоспособности отечественного агропроизводства, позволит минимизировать издержки присоединения к этой организации, комплексно оценить систему мер государственной поддержки отрасли, соответствие их условиям ВТО.

Актуальность исследований.

Обеспечение продовольственной безопасности страны в условиях присоединения России к ВТО актуализировало проблему  конкурентоспособности отечественного сельского хозяйства и  государственного воздействия на этот процесс в границах ВТО.

Область применения – исполнительные органы федерального и регионального уровня, хозяйствующие субъекты сельского хозяйства.

Научная новизна и практическая значимость работы:

  1. Предложен методический подход и инструментарий оценки государственного регулирования сельского хозяйства, включающий три уровня оценки (отрасль, регион, предприятие), четыре блока оценочных показателей: количественный, факторный, результативный, критериальный, позволяющий, в отличие от существующих подходов, комплексного оценить экономические условия функционирования агробизнеса; 
  2. Определены перспективные направления и инструменты совершенствования государственного регулирования сельского хозяйства в условиях ВТО, в рамках которых предложена оптимизация налогообложения и разработаны эконометрические модели расчета базовой  цены и индикаторов продуктивности земли и животных, рекомендуемые к использованию при обосновании страхования цены и выплат на 1 га и 1 гол;  
  3. Обоснована необходимость поддержки доходов сельхозпроизводителей и компенсации потерь от нестабильной ценовой конъюнктуры регулированием спроса и предложения (госзаказ, товарные и закупочные интервенции, квоты, залог) и введением новых инструментов - «страхование цены», «выплаты на объём продаж»; 
  4. В отличие от известных в аграрной практике способов повышения конкурентоспособности сельскохозяйственного производства, предложено формирование конкурентных преимуществ осуществлять в границах управления бизнес-процессом посредством экономических регуляторов, технических и технологических условий (регламентов), регламентов качества продукции, организационных мер и правовых норм. 
  5. Проведено территориально-экономическое зонирование сельскохозяйственного производства Волгоградской области, в рамках которого выделены следующие зоны: конкурентного производства зерна,  эффективного производства зерна, конкурентного производства подсолнечник, территориального развития, приоритетного развития.

В результате проведенных исследований установлено:

  1. Используемые в экономической практике подходы к оценке мер государственного воздействия на развитие отечественного сельского хозяйства характеризуют лишь отдельные стороны этого процесса (количественную).  Предложенный методический подход позволяет комплексно оценить государственное регулирование сельского хозяйства по уровням его функционирования (федеральный, региональный, хозяйствующий субъект) с позиций количественной, факторной и результативной составляющих;
  2. Апробация предложенного подхода на региональном уровне (Волгоградская область) показала, что традиционный набор инструментов государственного регулирования сельского хозяйства не обеспечивает инновационного типа воспроизводства, не стимулирует конкурентоспособность и не соответствует условиям ВТО;
  3. Практическое применение введенного в качестве поддержки доходов сельскохозяйственных товаропроизводителей инструмента «страхование цены» позволило бы в неурожайном 2010 году обеспечить уровень рентабельности зернового производства Волгоградской области 45%, против фактического «минус» 3, что соответствует условиям ВТО в рамках «зеленой корзины»;
  4. Разработанный дифференцированный подход государственной поддержки в зависимости от урожайности и почвенного бонитета применяется региональными исполнительными органами власти при обосновании выплат на 1 га сельскохозяйственных культур, что позволяет повысить эффективность выделяемых бюджетных ресурсов на 15-20%;
  5. Выделенным зонам конкурентного и эффективного производства сельскохозяйственной продукции соответствуют следующие параметры: зоне конкурентного производства зерна урожайность свыше 18 ц с га и уровень рентабельности более 30%; зоне конкурентного производства подсолнечника - 10 ц с га  и 60% соответственно. Зону эффективного производства зерна формируют районы с урожайностью от 13 до 18 ц с га и рентабельностью не ниже 15%;
  6. Внедрение разработанного подхода к управлению конкурентными преимуществами в границах бизнес-процесса на уровне хозяйствующего субъекта обеспечивает рост производительности труда на 12% и снижение издержек на 16%.

Материал подготовлен Шиловой Е.П.