190. Возможные механизмы государственной поддержки сельхозтоваропроизводителей

190. Возможные механизмы государственной поддержки сельхозтоваропроизводителей в рамках принятых обязательств по Соглашению о сельском хозяйстве после присоединения России к ВТО: // Отчет о НИР за 2013 г. (ФГБОУ ВПО Якутская ГСХА)

С августа 2012 г. Россия вступила во Всемирную торговую организацию и стала 156-м государством, членом ВТО. Однако, по-прежнему, наблюдается разброс мнений ученых, политиков и аграрных специалистов о проблемах функционирования российского аграрного сектора в условиях ВТО.

В сфере проведенных нами исследований лежит широкий спектр вопросов, связанных с уровнем государственной поддержки аграрного сектора экономики, в котором основная роль отводится государству, как ключевому объекту, представляющим государственную поддержку сельхозтоваропроизводителям в рамках принятых обязательств по Соглашению о сельском хозяйстве после присоединения России к ВТО.

Основная цель исследования – разработка научно-обоснованных рекомендаций по механизмам государственной поддержки сельского хозяйства России в условиях ВТО.

Поставленная цель раскрыта в методологических рамках поставленных задач: подготовлен обзор основных принципов и механизмов функционирования Всемирной торговой организации. В ходе исследования проведён анализ мер, принятых Российской Федерацией в контексте подготовки к присоединению к ВТО, рассмотрены меры государственной поддержки сельского хозяйства в условиях членства России в ВТО; проведен анализ мер внутренней поддержки сельского хозяйства на предмет соответствия правилам ВТО на федеральном и региональном уровнях; осуществлена оценка мер государственной поддержки, принятых в ряде стран-участниц ВТО: из развитых стран - США, Европейский Союз, Канада, развивающихся стран – Китай и стран СНГ – Украина.

Полученные теоретические результаты верифицированы в проведенных эмпирических исследованиях.

В результате исследования были даны рекомендации по адаптации к вступлению России в ВТО и использованию преимуществ членства в этой организации. Для чего необходимо последовательно совершенствовать систему поддержки сельского хозяйства через Государственную программу развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия до 2020 г. с учетом особенностей правил и требований ВТО, где объем финансирования не должен превышать обязательств, и одновременно, должен быть достаточным для адаптации сельского хозяйства и других отраслей АПК к условиям ВТО. При этом целесообразно расширить средства, классифицируемые как «зеленый ящик». Анализ показывает, что его доля в общей величине средств на поддержку аграрного сектора в России значительно ниже, чем в развитых странах. Необходимо последовательно расширять применение мер «зеленого ящика».

Перспективной представляется программа страхования доходов сельскохозяйственных производителей. В финансировании программы должны участвовать не только государственный бюджет, но и региональные и муниципальные бюджеты, с условием со-финансирования со стороны производителей, с привлечением страховых компаний и развитием страховой кооперации.

Для расширения сбыта сельскохозяйственной продукции необходима реализация программ социального питания и внутренней продовольственной помощи, как важный инструмент поддержки отечественного сельского хозяйства и пищевой промышленности, в рамках «зеленой корзины» ВТО.

Больше внимания следует уделять инфраструктурным, образовательным, научным и консультационным проектам, которые оказывают более долговременный положительный эффект, носят стратегический характер. Именно такие формы поддержки, ни коим образом, не ограничены рамками ВТО.

Для адаптации к вступлению в ВТО, использованию всех преимуществ членства в этой организации необходимо расширить подготовку кадров, владеющих знаниями о правилах ВТО, способных использовать их для защиты и адаптации предприятий АПК к новым условиям.

Материал подготовлен Шиловой Е.П.