183. Разработка методики расчетов и оптимизации работы опор скольжения двигателей сельхозмашин

183. Разработка методики расчетов и оптимизации работы опор скольжения двигателей сельхозмашин с учетом решения контактно-гидродинамических задач в теории смазки подшипников: // Отчет о НИР за 2013 г. (ФГБОУ ВПО ЧГАА)

На основе обзора конструкций подшипников скольжения и литературных источников сформулированы приведенные во введении цель и задачи исследования.

Разработана математическая модель динамически нагруженного подшипника поршневого пальца   на базе методики М.В. Коровчинского по гидродинамическому расчету статически нагруженных подшипников скольжения.

Исходя из основных структурных элементов подшипника поршневого пальца двигателя внутреннего сгорания и имеющихся литературных источников выбрана методика оптимизации, а именно метод градиентного спуска.

Изучено влияние геометрии поверхностей плоского подшипника, наличие канавок различной конфигурации на его характеристики.

Получено решение уравнения для распределения давления в плоском подшипнике при очертании канавок по логарифмической и архимедовой спиралям, дугам окружностей и отрезкам прямых.

Решена вариационная задача о максимуме величины главного вектора реакции газового слоя. Из решения вариационной задачи следует, что оптимальной кривой является логарифмическая спираль, по которой должны нарезаться канавки. Одновременно эта кривая может быть выбрана в качестве кривой сравнения при нарезании канавок по другим кривым, таким как дуга окружности, архимедова спираль и др.

Решение вариационных задач об экстремальном значении момента сопротивления плоской опоры показало, что при очертании канавок по логарифмической спирали момент сопротивления опоры достигает максимума. Однако параметры логарифмической спирали будут другими, чем у уравнения, на котором достигается максимум несущей способности опоры.

Материал подготовлен Шиловой Е.П.