179. Опыт организации рационального использования земель сельскохозяйственного назначения в агрохолдингах

179. Опыт организации рационального использования земель сельскохозяйственного назначения в агрохолдингах: // Отчет о НИР за 2013 г.  (ФГБОУ ВПО Уральская ГСХА)

Исследования, проведенные в Свердловской области, выявили следующие проблемы:

1. Из 1540 тыс. га пашни в 1990 году в аграрном производстве в 2013 году использовалось 903 тыс. га. То есть свыше 600 тыс. га пашни выбыло из производственно-хозяйственной деятельности сельскохозяйственных товаропроизводителей и заросли древесно-кустарниковой растительностью, сорняками, а так же заболачиваются и деградируют и по другим причинам. 

Значительное количество пашни изъято под различного рода строительство (коттеджные поселения, расширение черты населенных пунктов).

2. В соответствие с федеральным законом 435-ФЗ  от 29.12.2010 года функции по учету и управлению землями сельскохозяйственного назначения переданы от Министерства по управлению государственным имуществом (МУГИСА) органам местного самоуправления.

В Свердловской области 94 муниципальных образований, среди них 68 городских округов, 5 муниципальных районов, 5 городских и 16 сельских поселений.

При таком количестве органов управления земельными ресурсами возникли проблемы с единообразным пониманием и исполнением норм земельного законодательства, особенно в части сельскохозяйственного землепользования.

3. Несмотря на то, что Минсельхозу России переданы функции по учету и управлению землями сельскохозяйственного назначения в Министерстве агропромышленного комплекса и продовольствия Свердловской области полноценные сведения о состоянии этой категории земель отсутствуют. Не создана соответствующая служба по учету и управлению землями сельскохозяйственного назначения и координации деятельности органов государственной исполнительной власти, органов местного самоуправления и органов корпоративного управления в лице отраслевых союзов (ассоциаций) АПК.

4. Анализ использования пашни под зерновые и зернобобовые культуры (как основы животноводства) по 76 сельскохозяйственным организациям в организационно-правовой форме акционерного общества (ЗАО, ООО, ОАО) позволил сделать следующие выводы:

Вывод первый – об эффективности аграрного производства на землях сельскохозяйственного назначения по основному виду сельскохозяйственной деятельности – растениеводству. 

Вывод второй – переход в организационно–правовую форму акционерного общества (ОАО; ЗАО; ООО) и владение землей на праве собственности сами по себе еще не обеспечивают высокие результаты в производственно-хозяйственной деятельности сельскохозяйственных товаропроизводителей.

Вывод третий – связан с качественным составом руководителей и специалистов аграрных хозяйств. Анализ показывает, что самые высокие результаты в растениеводстве, животноводстве и других сферах сельскохозяйственной деятельности имеют хозяйства, возглавляемые опытными управленцами и главными специалистами, работающими в сельском хозяйстве более 25-30 лет. И наоборот, низкие результаты показывают хозяйства, созданные во время аграрной и земельной реформ в девяностые и последующие годы.

Многие современные руководители сельскохозяйственных организаций вообще не имеют аграрного образования и это, естественно, сказывается на хозяйственной практике.

Это реальная проблема для современного сельского хозяйства. Надо учитывать и тот фактор, что в Свердловской области все успешнее руководители аграрных хозяйств в предпенсионном или уже пенсионном возрасте.

5. Из изученных 76 акционерных обществ в сельском хозяйстве Свердловской области по формальным признакам 20 организаций подходят под форму хозяйствования-агрохолдинг, но официально это наименование имеет лишь агрохолдинг «УГМК-Агро». Остальные организации не оформляют соответствующие документы по причине не ясности с правовым статусом агрохолдинга и работают консолидированно на конечный результат на основе договоров о совместной деятельности.

6. Анализ показал, что большинство сельскохозяйственных организаций Свердловской области  работают на сельскохозяйственных землях, поделенных на земельные доли на условиях краткосрочной аренды (1 год), так как на право долгосрочной аренды или приобретение в собственность необходимо межевание, оформление кадастрового дела и государственная регистрация. 

Эти операции являются затратными и требуют вложения значительных финансовых средств. Сегодня ситуация осложняется ещё и тем, что после принятия федерального закона № 101-ФЗ от 24 июля 2002 года «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» земельные доли у их владельцев приобрели перекупщики, которые изначально не занимались и не планировали заниматься сельскохозяйственной деятельностью. Земельные участник в настоящее время они продают по ценам, значительно превышающим их первоначальную стоимость.

7. Из 57824 земельные доли в Свердловской области в настоящее время владельцами 39,1 тыс. долей право собственности не зарегистрировано.

В соответствии с федеральным законом № 435-ФЗ органы местного самоуправления через суды обязаны изъять у владельцев земельных долей право на земельный участок.

Такая работа пока ведется не активно.

8. Государственный земельный контроль проводимый специалистами Управления Россельхознадзора по Свердловской области выявляет значительное количество нарушений земельного законодательства в части рационального использования земель сельскохозяйственного назначения и сохранения их плодородия.           

Анализ показывает, что на землях находящихся в производстве у крупных землевладельцев и интегрированных формирований нарушений земельного законодательства значительно меньше и там выше агрономический уровень землепользования.

Материал подготовлен Шиловой Е.П.