131. Возможности развития российского сельского хозяйства в условиях ВТО и прогноз первоочередных действий со стороны государства в секторе сельского хозяйства
131. Возможности развития российского сельского хозяйства в условиях ВТО и прогноз первоочередных действий со стороны государства в секторе сельского хозяйства //Отчет о НИР за 2013 г (ФГБОУ ВПО Пензенская ГСХА)
В работе проведена диагностика госпрограммы и отраженных в ней прогнозов развития сельского хозяйства России на предмет исполнения целевых индикаторов, представлены сравнительные характеристики возможностей развития сельского хозяйства по различным прогнозам, составлены прогнозы развития отрасли региона с использованием различных моделей, разработаны прогнозы ресурсного обеспечения развития отрасли, предложены направления развития прямой поддержки, относящейся к «желтой» корзине.
Проведено исследование по оценки выполнения прогнозных показателей и их расхождения с фактическими значениями, что подвигло к экспертизе прогнозных значений целевых индикаторов и ресурсного обеспечения, их функциональной зависимости. Наиболее сильная связь среди всех трендах обнаружена только в виде полиномиального функционала, что особенно проявилось при исследовании показателя рентабельности (92%). В линейной зависимости такая связь проявляется на уровне 81%. Учитывая прямой характер выделяемых бюджетных средств по степени влияния на показатели хозяйственной деятельности, зависимость между конечным эффектом и вложениями, имеет линейную функциональность. Эта связь отражает эффективность и прозрачность использования бюджетных ресурсов.
При увеличении субсидий на 1 млрд. рублей, индекс производства продукции сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий увеличивается на 0,001, а рентабельность сельскохозяйственных организаций возрастет на 0,043 процентных пункта.
Оценка эластичности параметров модели ОЭСР (Aglink) продемонстрировала, что рост покупательной способности населения влечет за собой не рост производства сельскохозяйственной продукции, а увеличение ее импорта. Так, увеличение спроса на мясо с 2012 г. по 2018 г. на 11,6% спровоцирует ввоз данной продукции из-за пределов таможенной территории России почти на 17%. Это также следует учитывать при реализации агарной политики.
Прогнозирование финансовых результатов связано с объемами и структурой поддержки, при этом следует учитывать ограничительные меры ВТО. С этой целью были составлены множественные модели зависимости хозяйственных результатов от видов поддержки по правилам ВТО. С 2013 г. желтые субсидии должны начать плавное снижение и к 2017 г. достичь уровня в 4,4 млрд. долл. Для Пензенской области расчетным путем установлено, что это примерно 4 млрд. руб. в 2012 году и 2 млрд. руб. в 2017 г.
Чтобы рассчитать соотношение желтой и зеленой корзины в общей структуре субсидий, проведен анализ по линейному уравнению множественной регрессии. Установлено, что зеленые меры поддержки не оказывают прямого воздействия на экономический рост в сельском хозяйстве. При этом желтые меры в уравнении регрессии без зеленых мер не значимы. Коэффициент корреляции между ними составляет более 72%. Частный коэффициент детерминации показывает, что желтые меры корзины на 99,63% определяют указанный финансовый результат, а зеленые меры только на 0,37%.
С учетом лимита прямой поддержки янтарной корзины составлен прогноз субсидий в разрезе желтой и зеленой корзины.
На примере Пензенской области приведен анализ действующей системы господдержки. Применяемые меры поддержки не создают благоприятных условий для эффективного использования выделяемых бюджетных, кредитных и других финансовых средств. Необходимы новые подходы к оказанию господдержки, относящейся к мерам «жёлтой корзины».
В настоящее время наше государство активизировало часть поддержки в виде несвязанного нормативного субсидирования товаропроизводителей на 1 литр молока и 1 гектар посевной площади сельскохозяйственных культур.
При формировании такой поддержки надо учитывать разнообразие условий деятельности, которое определяет различную эффективность живого и овеществлённого труда, что по существу отражается на формировании объёма вновь созданного продукта. Неоднородность природных и экономических условий хозяйствования влечёт дифференциацию в уровне развития сельскохозяйственного производства и сельских территорий.
За счёт дифференцированного подхода к выделению бюджетных ресурсов по производственно-хозяйственному потенциалу товаропроизводителей, перераспределению рентного дохода можно увеличить количество хозяйств, получающих шансы на выживание и развитие.
Результаты исследования планируется использовать для подготовки предложений органам управления АПК по выработке основных направлений государственного регулирования агропродовольственного рынка региона.
Материал подготовлен Шиловой Е.П.