128. Разработка методики проведения мониторинга развития сельских территорий на федеральном уровне
128. Разработка методики проведения мониторинга развития сельских территорий на федеральном уровне //Отчет о НИР за 2013 г (ФГБОУ ВПО Орел ГАУ)
Объект исследования - социальные показатели развития сельской территории.
Цель работы – разработка методики проведения мониторинга развития сельских территорий на федеральном уровне.
В процессе работы проводились исследования социальных направлений, оказывающих влияние на развитие сельских территорий.
В результате исследования разработана методика проведения мониторинга развития сельских территорий, состоящая из 9 разделов (демография, рынок труда, сельскохозяйственная и несельскохозяйственная сферы деятельности, материальное благосостояние, социальная инфраструктура, экология, социальная защита).
Методика позволяет оценить степень развития сельских территорий Российской Федерации на основе системы наблюдений, анализа и прогноза за состоянием изменений социально-экономических показателей и влияния этих изменений на устойчивое развитие сельских территорий. Мониторинг проводится на федеральном уровне, уровне субъектов Российской Федерации. Состояние развития сельской территории наблюдается непрерывно (ежегодно) по 220 показателям, параметрам и индикаторам. Для каждого показателя дано описание, приведены формулы и исходные данные для их расчета.
Методика прошла апробацию на материалах Федеральной службы государственной статистики РФ на федеральном уровне и дала положительные результаты.
Результаты апробации «Методики проведения мониторинга развития …» показали следующее:
- увеличение численности населения РФ произошло, в основном, за счет прироста численности городского населения, численность же сельского населения сократилась на 42,8 тыс. человек или на 0,03%. Только в двух субъектах РФ наблюдался естественный и миграционный прирост сельского населения;
- во всех федеральных округах наблюдается сокращение уровня общей безработицы сельского населения в экономически активном возрасте. Тем не менее, во всех федеральных округах, за исключением ЦФО, уровень общей безработицы в 2012 году оказался хуже целевого для этого года значения;
- выявлена положительная динамика практически по всем анализируемым показателям сельскохозяйственной сферы деятельности, что свидетельствует о наращивании темпов развития АПК России и приближении значений показателей к их целевым ориентирам, определённым Правительством РФ;
- выявлена наилучшая степень развития несельскохозяйственной сферы деятельности в Центральном федеральном округе. Худшее положение складывается в Северо-Кавказском федеральном округе, который по трем основным критериям имеет низкие значения показателей. Сложившаяся ситуация объясняется самой низкой долей предприятий, занятых несельскохозяйственными видами деятельности – 2,1%, низкой долей среднегодовой численности работников на этих предприятиях – от 1,8 до 3,5%, а также низкой среднемесячной заработной платой работников – 60% от средней по Российской Федерации;
- сельское население федеральных округов обеспечено водопроводом на 38-59%, канализацией на 27-49%, отоплением на 40-73%, горячей водой и ваннами (душем) на 13-39%, газом на 27-87%, напольными электроплитами на 0,2-12,6%, что в 2-3 раза хуже обеспеченности городских жителей. В 2012 году 4-8% семей получили или улучшили жилищные условия. Наилучшая обеспеченность отмечена в сфере газификации: 87,4% - Сев.-Кав. ФО, 87,2% - Приволжский ФО, 82,5% - ЮФО, 77,7% - ЦФО;
- отмечено постепенное улучшение благосостояния населения Российской Федерации по денежным доходам на душу населения (6,7%-13,6%), начисленной заработной плате (9,5%-13,9%), по сокращению разницы заработной платы в сельском хозяйстве и в отраслях экономики (2,4%);
- во всех Федеральных округах наблюдается ухудшение питьевой воды по санитарно-химическим показателям от 1% до 3%, по микробиологическим показателям улучшение в целом по РФ на 0,6%, кроме Северо-Кавказского округа. Сельские территории загрязняются бытовыми и производственными отходами. Самый низкий индекс экологического состояния сельских территорий (0,05) отмечен только в трёх областях ЦФО;
- имеются положительные тенденции к сокращению числа получателей социальной поддержки в 6 федеральных округах на 10-80 тысяч получателей. В Северо-Кавказском и Северо-Западном федеральных округах отмечено увеличение на 50 и 40 тысяч получателей.
По материалам мониторинга разработаны:
- карты типологий, с отражением степени социально-экономического развития территорий России по демографическим, несельскохозяйственным и экологическим индексам;
- база данных, предназначенная для хранения и оперативной обработки отчетной и перспективной информации о главных структурных параметрах и показателях развития экономики федеральных округов и регионов.
Подготовлена и проведена Всероссийская научно-практическая конференция «Проблемы и перспективы устойчивого сельского развития» с выпуском сборника материалов. Принято участие в семинаре-совещании «О порядке отбора региональных программ устойчивого развития сельских территорий в рамках федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года», Москва, 10 октября 2013 г.; участие круглом столе «Инвестиции и инновации как основа развития сельских территорий» на Форуме молодёжи аграрных вузов в рамках выставки «Агрорусь-2013», 26 августа 2013, ВК «Ленэкспо», Санкт-Петербург. Подана заявка на государственную регистрацию базы данных социально-экономических показателей Верховского района Орловской области. Опубликовано 17 статей, в том числе 2 в журналах из Перечня ВАК РФ. Проведена апробация «Методики проведения мониторинга развития сельских территорий на федеральном уровне». Подготовлена к печати монография Родимцев С.А., Гальянов И.В., Саран А.Ю., Резвяков А.В., Логвинова Р.М., Студенникова Н.С. «Социальные факторы в системе управления агропромышленным производством Орловской области», 12 п.л.
Издана монография: Саран А.Ю. Большая Орловщина. История административных границ. 1566-2013 гг. – ОрелГАУ, 2013. - 296 с.
Материал подготовлен Шиловой Е.П.