118. Анализ принятых обязательств России на рынок основных сельскохозяйственных товаров в рамках присоединения к ВТО и методические рекомендации по мерам, необходимым для адаптации
118. Анализ принятых обязательств России на рынок основных сельскохозяйственных товаров в рамках присоединения к ВТО и методические рекомендации по мерам, необходимым для адаптации отечественного сельского хозяйства к условиям членства в ВТО //Отчет о НИР за 2013 г (ФГБОУ ВПО НГАУ)
Цель исследования – анализ принятых обязательств России на рынок основных сельскохозяйственных товаров в рамках присоединения к ВТО и методические рекомендации по мерам, необходимым для адаптации отечественного сельского хозяйства.
Исследование показало, что присоединение Российской Федерации к Всемирной торговой организации качественно изменило характер принимаемых решений в аграрной политике.
В рамках ВТО вопросы сельского хозяйства рассматриваются в двух соглашениях: соглашение по сельскому хозяйству и соглашение по субсидиям и компенсационным мерам. Регулирование торговли сельскохозяйственной продукцией в условиях ВТО включает тарифное и нетарифное регулирование. При этом, по сельскохозяйственным товарам средний тариф в РФ будет незначительно снижаться в ближайшие 2-3 года – всего на 0,4 процентных пункта. Однако к 2020 г. он снизится в 1,3 раза – до 11,3%.
В результате баланс выгод и рисков от присоединения к ВТО для России будет зависеть от уровня международной конкурентоспособности национального АПК и позиций в мировой торговле продовольствием, а также принятых обязательств по уровню либерализации агропродовольственного рынка. В этой связи, как показал анализ, ключевые изменения произойдут на российском рынке животноводческой продукции, основные риски возникнут в связи с принимаемыми обязательствами по снижению таможенно-тарифной защиты в отношении мясной (живые свиньи, свинина, субпродукты, шпик, готовые мясные изделия) и молочной продукции (молоко, масло сливочное, сыры, молочная сыворотка).
В этой связи, необходим поиск защитных нетарифных мер, к которым относятся: импортные квоты, внутренние требования об обязательных закупках отечественного сельскохозяйственного сырья и продовольствия; антидемпинговые и компенсационные пошлины; субсидии и другие дотации экспортерам или импортозамещающим отраслям сельского хозяйства; технические барьеры в торговле продовольствием и др.
Проведенная оценка мероприятий государственной поддержки агропромышленного комплекса Новосибирской области позволяет сделать вывод о соответствии нормам ВТО. При этом меры попадают в категорию субсидий, которые ограничены в объемах и подлежат сокращению относительно разрешенного уровня субсидий в масштабах сельского хозяйства РФ в течение переходного периода.
На основе проведенного исследования предлагается дорожная карта мероприятий по адаптации отечественного сельского хозяйства к условиям членства в ВТО. Повышение конкурентоспособности продукции отечественных производителей на внутреннем продовольственном рынке может решаться путем применения комплекса мер, включающие в себя две группы: общие c инструментами, предназначенными для сельского хозяйства в целом и специфические, направленные на отдельные отрасли сельского хозяйства.
Материал подготовлен Шиловой Е.П.